Слайд 1Развитие творческих способностей обучающихся через диалоговые технологии
Учитель русского языка и литературы
Шаманаева Е.А.
МОУ «Талдинская СОШ», образование высшее, I КК
Слайд 2Анализ ситуации
Зачастую у обучающихся отсутствует мотивация к обучению.
Неумение выражать свои мысли,
отстаивать свое мнение.
Нежелание проявлять свое творчество.
Слайд 3Противоречия:
Стремление учителя создать высокую познавательную мотивацию у обучающихся
Отсутствие мотивации к
обучению у школьников
Создать диалогическую ситуацию на уроке
Нежелание обучающихся вступать в диалог с учителем и друг с другом
Процесс обучения превратить в подлдино творческий процесс
Нежелание обучающихся проявлять творчество и инициативу, стремление к роли пассивного слушателя
Слайд 4Проблема
Как научить обучающихся на уроках русского языка и
литературы проявлять инициативу, самостоятельность, творчество?
Слайд 5Цель:
обобщение опыта по внедрению диалоговых технологий в учебный процесс;
развитие творческих способностей
обучающихся через диалоговые технологии.
Слайд 6Задачи:
1. Раскрыть особенности диалоговых технологий;
2. Показать возможную методику организации уроков с
использованием диалоговых технологий;
3. Определить, какое место диалоговые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Слайд 7Гипотеза:
Диалоговые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся,
способствуют развитию творческих способностей.
Слайд 8
Диалог – это, прежде всего, взаимодействие, позволяющее и
учителю, и ученикам максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал.
Слайд 9Функции диалоговой технологии:
когнитивная;
креативная;
рефлексивная.
Слайд 10Элементы диалоговой технологии:
постановка целей и их максимальное уточнение;
строгая ориентация всего
хода взаимодействия на заданные цели;
ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;
оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
Слайд 11Принципы диалоговой технологии:
проблемности и оптимальности;
поэтапного циркулирования информации;
разомкнутости и незавершенности
диалога;
децентрации и децентрализации;
параллельного взаимодействия.
Слайд 12Формы диалоговой технологии:
проблемно-поисковые диалоги,
семинары-дискуссии,
учебные дискуссии,
эвристические беседы,
анализ конкретных
ситуаций.
Слайд 13Семинар-дискуссия
образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование
практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
Слайд 14Цель дискуссии:
обучение,
тренинг,
диагностика,
преобразование,
изменение установок,
стимулирование творчества.
Слайд 15Диалоговая форма урока помогает ученику стать активным участником познания. При диалогическом
общении субъект осуществляет движение не только «извне внутрь, но и «изнутри во вне», создавая тем самым равноправность собеседников.
Слайд 16Роль учителя
Учитель не столько рассказывает, сколько ставит вопросы, направляющие
и стимулирующие мышление детей.
Слайд 18
На этапе формирования понятий используются побуждающие и фокусирующие вопросы.
На этапе интерпретации
данных способствуют вопросы, направленные на припоминание уже известных данных.
На этапе применения правил и принципов диалогическая ситуация создается посредством побуждения детей к объяснению новых явлений.
Слайд 19
Диалогические ситуации определяют высокую познавательную мотивацию школьников, а процесс
припоминания того, что обучающиеся уже изучили, превращает учение в подлинно творческий процесс.
Слайд 20
Диалогические ситуации целесообразно создавать на всех этапах урока: в
процессе объяснения нового материала, закрепления изученного, при обобщении и повторении.
Слайд 21Создание диалогических ситуаций в процессе игры
Игра – достаточно
трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли, но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой ребенок оказывается перед реальной альтернативой: поступить по «совести» согласно своему мировоззрению, или «не по совести», против своих взглядов.
Слайд 22
Целесообразно проводить уроки повторения и закрепления изученного материала
в форме игры-путешествия или урока-сказки, которые активизируют мыслительную деятельность детей, память, внимание, творческое воображение.
Слайд 23Виды игр
Имитационные игры.
Дидактические игры.
Игровые формы заданий.
Слайд 24Условия реализации игровых приемов и ситуаций
Дидактическая цель ставится в форме игровой
задачи.
Учебная деятельность подчинена правилам игры.
Учебный материал – средства игры.
Введение элементов соревнования.
Игровой результат
Слайд 25
Процесс обучения при использовании диалоговых технологий на уроках русского языка и
литературы приобретает творческий характер. Обучающиеся при этом стремятся к сотрудничеству, состязательности.
Слайд 26
Диалогизация взаимоотношений учителя и обучающихся обогащает возможности процесса
обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.