Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе
Учитель: Исмайлова М.Б.
Слайд 2
Тема урока
«Корень слова.Однокоренные слова. Формы одного и того же слова»
Цель:
Дать определение понятию «родственные слова».
Выделить два основных признака родственных слов.
Закрепить понятие «корень слова».
Слайд 3Уметь: различать слова с одинаковыми по значению корнями; подбирать однокоренные слова,
учитывая значение слов.
Познакомить с понятием омонимичные корни.
Слайд 4Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из
частей.
2)Какие части слова вы знаете?
Приставка
Суффикс
Окончание
Корень
Слайд 5корень
волоса
зуба
растения
слова
Слайд 6
Встретились однажды корень куста и корень слова.
– Здравствуй, я корень,
а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:
ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК
– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!
- Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова
вырастить можно.
Прочитай сказку. Запомни, что корень объединяет родственные слова
Слайд 7
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен
к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Прочитай стихотворение.
Вспомни, что такое корень слова.
Слайд 8КОРЕНЬ СЛОВА
– это общая часть родственных слов.
Например: хлеб, хлебный, хлебец.
Слова
с одним и тем же корнем
называются
ОДНОКОРЕННЫМИ
или РОДСТВЕННЫМИ.
Слайд 9Моя родня
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни
у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю …
Я. Аким
Прочитай стихотворение Якова Акима
Оказывается, не только у людей, но и у слов
тоже есть родственные связи!
Слайд 10
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он
только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
Е. Измайлов
Прочитай стихотворение «Как растут слова» вслух.
Прислушайся к звучанию слов, выделенных красным цветом.
Слайд 112.Родственные слова должны быть близкими по смыслу.
Сад – это
группа посаженных фруктовых деревьев.
Посадки – это посаженные растения.
Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду.
Садовод – это хозяин сада.
Рассада – это молодые растения.
Слайд 121. Все эти слова связаны по смыслу со словом сад.
2.
У всех есть общая часть – сад.
ЭТИ СЛОВА РОДСТВЕННЫЕ
Слайд 13Слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию
они тоже похожи. Все эти слова имеют общую часть – САД.
Такие слова называются родственными
1. Родственные – это слова, у которых есть общая часть.
Например: море, морской, моряк.
Слайд 14Горка, горевать, горчица, гористый,
гора, пригорок, горный.
Спиши только родственные слова
Слайд 15Правильный ответ:
Горка, гористый,
гора, пригорок, горный.
Если все слова выбраны правильно, то
ты – молодец !
Если нет, вернись на предыдущую страницу и определи смысловое значение каждого слова ещё раз.
Слайд 16
Запиши родственные слова в столбики
Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый,
Слайд 17
стол
столик
столовая
столяр
двор
дворник
дворик
дворовый
Проверь себя:
Слайд 18Ученье – свет, а неученье – тьма.
Думай, да чтобы не передумывать.
Битый
небитого везёт.
Скоро сказка сказывается,
да нескоро дело делается.
Назови однокоренные слова. Объясни, что обозначают пословицы.
Слайд 19Ученье – свет, а неученье – тьма.
Думай, да чтобы не передумывать.
Битый
небитого везёт.
Скоро сказка сказывается,
да нескоро дело делается.
Проверь себя:
Слайд 20Родственные слова.
Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и
близки по смыслу.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
гора воз
зимний горка возить
зимовать горный повозка
зимовье гористый перевозить
Слайд 22Кто рыбачит на реке С тонкой удочкой в руке.
Слайд 23рыба, рыбка, рыбачит,
рыбалка, рыбий
Слайд 24Игра «Четвертый лишний»
Определить, являются ли слова одной группы однокоренными словами.
Лето, леток,
лететь, летящий
Белый, белить, белка, побелеть
Гора, пригорок, горка, горевать
Вывод: корни звучат одинаково, но имеют разное значение. Такие корни называют омонимичными.
Слайд 25Однокоренные слова
(изменяется лексическое значение)
Ф
Береза, березовый, подберезовик
О БЕРЁЗЫ
Р
М БЕРЁЗЕ
Ы
С БЕРЁЗУ
Л
О БЕРЁЗОЙ
В
А О БЕРЁЗЕ
(изменяется грамматическое значение)
Слайд 28Добрый, чуткий, доброта.
Учитель, школьник, ученик, учение.
Шиповник, шипеть, шипы.
Водный, вода, водитель.
Подчеркни лишнее
Слайд 29Добрый, чуткий, доброта.
Учитель, школьник, ученик, учение.
Шиповник, шипеть, шипы.
Водный, вода, водитель.
Проверь себя:
Слайд 30ЗАЯЦ-ХВАСТА
Очень забавно хвастал заяц. Хихикнули зайчата,
прикрыв мордочки лапками. Засмеялись старушки
зайчихи. Улыбнулись старые зайцы. Всем было весело.
Зайцы стали прыгать, скакать, бегать по полянку.
Все забыли про зайца-хвасту.
Выпиши из текста родственные слова
Слайд 31хваста , хвастал
заяц, зайчата,
зайчихи, зайцы
Проверь себя:
Слайд 32?
Одно ли это слово:
Дома(мн.ч.) – около дома – дом
Села(мн.ч.) – возле
села – село
Яблони(мн.ч.) – у яблони - яблоня
Слайд 33Формообразование
Формы слова – это различные изменения одного и того же слова
в речи.
Построен дом.
Около дома растет дерево.
Мы подошли к дому.
За домом находится фруктовый сад.
В доме несколько квартир.
Слайд 34 Выпишите в два столбца родственные слова и формы
одного и того же слова
1. Красный, краснеть, красные, краснота, красноватый, красная.
2. Земля, земной, землистый, землею, землями, земельный.
3. Кровь, кровью, кровавый, бескровный, крови, кровянистый.
4. Вкус, вкусить, вкусы, безвкусный, вкусовой, вкуса.
5. Полный, дополнить, полная, полнота, полные, переполненный.
о снеге.
…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыть чем – то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… белы снеги, снегурка, снежень, снеговик, заснеженные поля…
Снега на весь Казахстан. У слов таится над нами великая сила. Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот также, например, слово «снег»… Вслушайтесь – ка: снежище, снежинка, снежик, снежок, снежана…
Снег ты наш, снежище, снежик, снега во весь Казахстан.
Иван Шухов
Выбрать однокоренные слова и формы слова.
Формы слова:
снега, снеги, снег.
Однокоренные слова:
снег, снегурка, снежень, заснеженные, оснеженные, снежище, снежинка, снежок, снежана, снежик.
Слайд 38Р.Р. Измени форму слов, составь предложения
В, березовая, роща, жили, грачи. Забрался,
однажды, в, роща, кот. Увидел, он, гнедо, на, дерево, и, полез. Заметил, грач, кот, и, позвал, свои, соседи, грачи. Налетели, грачи, на, кот, закричали, замахали, крылья. Испугался, кот, и, упал, с, дерево. Больше, в, роща, его, не, видели.
Слайд 39«Подбери мне пару»
Гора, гористый, горевать, горец, горе, предгорный.
Водитель, водяной, водить, вода,
водный, проводка.
Делить, дело, разделять, переделать, поделка, деление.
Разделите слова по однокоренным группам и запишите их.
Слайд 40Полянка «Березовая».
Береза
Березка
Березовый
Подберезовик
Березняк
Березень
Слайд 41Полянка «Наблюдательная».
Береза
Березой
О березе
Березы
Березами
О березах
И.п. ед ч.
Т.п. ед.ч.
П.п ед.ч.
И.п. мн.ч.
Т.п. мн.ч.
П.п. мн.ч.
Слайд 42Однокоренные слова
(изменяется лексическое значение)
Ф
Береза, березовый, подберезовик
О БЕРЁЗЫ
Р
М БЕРЁЗЕ
Ы
С БЕРЁЗУ
Л
О БЕРЁЗОЙ
В
А О БЕРЁЗЕ
(изменяется грамматическое значение)
Слайд 43Выпишите однокоренные слова, выделите морфемы (части слова).
Косарь косил красивую траву,
Она, пронизанная
земляникой,
Скрываясь от косы его во рву,
Сбегала под откос к малине дикой.
Но не укрылась, на прокос легла…
Косарь, косил, от косы , откос, прокос.
Слайд 44Какие слова в ряду не являются однокоренными?
1.Отец, отчество.
2.Известие, весточка.
3.Речной, речь.
4.Тропинка, тропка.
5.Хитрец,
хитрый.
6.Гористый, горе.
7.Гордиться, гордый.
8.Вода, водитель
Слайд 45- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Чему научились?
Какие слова называются
родственными?
- Почему эти слова называются однокоренными?
- Как выделить корень в родственных словах?