Слайд 1Содержание урока:
1.Орг. Момент /деление на группы/
2.Психологический настрой
3.Целеполагание.
І Этап «Знание».
ІІ Этап
«Понимание».
ІІІ Этап «Применение»
ІҮ Этап «Анализ»
Ү Этап «Синтез»
ҮІ Этап «Оценка»
Слайд 2Психологический настрой
«Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»
Слайд 4
І Этап «Знание»
Повторение темы
«Культура речи»
Игра «Мнемо -
турнир»
Слайд 5ІІ Этап «Понимание»
- Как вы понимаете эти слова
«Правильность речи» и «Речевое
мастерство»
Слайд 6
ІІІ Этап «Применение»
Работа со схемой
самостоятельная работа
Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:
К незнакомому, малознакомому человеку
В официальной обстановке общения
При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к человеку
К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку
ТЫ
Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:
1. К хорошо знакомому человеку
2. В неофициальной обстановке общения
3. При дружеском, фамильярном,интимном отношении к человеку
4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку
Слайд 9Цель
прощание
благодарность
извинение
Пока,до свидания
спасибо
Простите, пожалуйста
Слайд 11
ІҮ Этап «Анализ»
закрепление темы «Культура речи»
составить свой проект на тему
«Речь
культурного человека
должна быть....»
Слайд 12
Ү Этап «Синтез»
Мини – тест
стр 194-195
Слайд 13ҮІ Этап «Оценка»
д/з Написать несколько высказывания о культуре речи
Слайд 15Что такое культура речи?
КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в
котором рассматриваются два вопроса:
КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
и
КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?
Слайд 16Правильность русской речи
Понятие «культура речи» включает в себя
две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.
Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.
Слайд 17Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень
речевой культуры говорящего.
правильность речи
чистота
богатство
точность
логичность
уместность
выразительность
ясность
Слайд 18Виды речи:
говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
слушание -
восприятие звуковых сигналов и их понимание;
письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Слайд 19Жанры речи
Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности
говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
Слайд 20Достоинства и недостатки речи
Разве речь может быть качественной
или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной.
Мы стремимся, чтобы наша речь:
А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами
Вам кажется, что это одно и тоже? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная.
Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного
языка
Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к
литературному языку
Логичная – если речь не противоречит законам мышления.
Плохая речь – та, в которой есть несоответствие
вышеназванным качествам.
Слайд 21Культура речи включает три аспекта:
нормативный;
коммуникативный;
этический.
Слайд 23Остановимся подробнее на понятии “Этикет”.Понятие это философское , этическое.
“Этикет(от франц.etiquette –
ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения ,касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими ,формы общения, манеры и одежда) ”
Слайд 24То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно
и многократно.
Слайд 25Приветствия. Обращения
Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от
социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п.
Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то , приветствуем своих знакомых , а иногда и незнакомых , прощаемся с людьми ,кого-то
благодарим ,перед кем-то извиняемся , кого-то поздравляем,
кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то соболезнуем ,сочувствуем; мы советуем,просим, предлагаем и приглашаем...
Слайд 26 Национальные и культурные традиции предписывают определённые
формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.
Слайд 27“Ты” и “Вы”
Пустое ”Вы”
сердечным ”Ты”она,обмолвясь, заменила.
А.С.Пушкин.
Слайд 28“Ты” и ”Вы” – местоимения , употребляются”вместо имени”. ”Жизнь” местоимений сама
по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того , что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.
Слайд 29В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи.
Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.
Слайд 30Уважительность к другому человеку , вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить
речевой этикет; он же уместно в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения.
Слайд 31Таким образом,речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости , вежливости
, то есть то,без чего нам с вами нельзя обойтись,в каком бы уголке Земли мы ни находились.
Слайд 32Запомни : грубость вредит всегда и везде , никому и ни
при каких обстоятельствах не позволено грубить!
Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с человеком . Да что там с человеком ! Блистательная дрессура Дурова ,как известно,основана именно на “поглаживаниях”.”Доброе слово и кошке приятно”! А злое всегда обижает.
Слайд 33 Культура общения – это та часть культуры поведения ,
которая выражается главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.