Слайд 2 Для чего нужна человеку речь ?
РЕЧЬ ПОМОГАЕТ
Общаться
Делиться мыслями
,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,
Остановить.
УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ
ДИАЛОГ
ПОЛИЛОГ
МОНОЛОГ
Слайд 3Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка
и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.
Стилистика и стиль языка
Слайд 4Это интересно!
Слово стиль происходит от греческого stilos и
означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение
Слайд 5Что такое стиль?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1)
Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.
Слайд 6Мы узнали что…
Стили речи- это приемы и средства языка для выражения
мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания?
-разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
-написание заявления…
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
Слайд 7Речевая
ситуация
Где говорим?
С кем ?
С какой целью?
В официальной обстановке
В неофициальной обстановке
С
одним человеком
Общение
Сообщение
Воздействие
С большой аудиторией
Выбор стиля речи
Стили речи
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль
Разговорный
Художественный
Публицистический
Официально - деловой
Научный
Слайд 9Агафонова Е.Е.
Стили речи
(где? с кем? зачем?)
Книжные Разговорный
общение
(разговорные слова, неполные
предложения,диалог )
НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )
Слайд 10
СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Слайд 11Стили речи
Что помогло вам правильно определить стили высказываний?
Слайд 12Разговорный стиль.
Цель - обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с
близкими, хорошо знакомыми людьми.
Особенности стиля - разговорные слова и выражения.
Сфера употребления - домашняя или другая неофициальная обстановка, а также дружеские письма, послания.
Упр15
Слайд 13Научный стиль.
Цель – точная передача научных знаний (научной информации).
Особенности стиля –
научные термины, сложные предложения, однозначные слова, союз потому что.
Сфера употребления – учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги.
Упр.16
Слайд 14Художественный стиль.
Цель – воздействие на читателя или слушателя.
Особенности стиля – метафоры,
сравнения, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности речи.
Сфера употребления – стихи, рассказы, повести, романы и т.д.
Упр.17.
Слайд 15Творческая работа
Прочитайте тексты. Определите их стили.
1. Вышел я на поляну… и
ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозком.
3. Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?..
Слайд 16Ключ
1 – разговорный;
2 – научный;
3 - художественный
Как определить стиль речи?
Слайд 18Определите стилистическую принадлежность текстов.
а) - Варька! – закричала мать из
кухни. – Варвара! Где ты есть?
- Вот я.
- Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.
- Заказ принят, - сказала Варвара.
б) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах.
в) Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч, в узлах или приближенно в баллах по шкале Бофорта.
Слайд 19
З А Д А Н И Е: Определите стиль речи данных
текстов:
Зима – одно из четырёх времён года. Смена времён года происходит из-за движения Земли по орбите вокруг солнца и наклона земной оси. Средняя продолжительность зимы 90,3 суток, но в разных климатических зонах она различна.
Слайд 20.
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я
тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Слайд 21
… Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и
увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверху в саду томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно.
А. Платонов «Котлован».
Слайд 22
Предметом научного языкознания является человеческий язык в его истории. Язык каждого
народа, каждой общественной крупы, каждого индивидуума не остается в течение времени неизменным, он подвергается постоянным, хотя и постепенным видоизменениям; каждый язык в известный период своего существования представляет собою результат тех изменений, которые были пережиты им в предшествующий период.
Г.Я. Солганик «Стилистика русского языка.
Слайд 23
Бабушка Галя: А вот еще про… как в деревне-то я жила
рассказать вам?
Сашок:Ага… Петька:Интересно,конечно! Бабушка Галя: Значит, ну я была девчонкой, тоже мне было лет двенадцать. И я очень любила вообще собак. И там была собака-а… Дымка, которая была. Я почему-то до сих пор помню так хорошо эту собаку. Вот подумайте, есть некоторые воспоминания, которые остаются на всю жизнь. Можно сказать совершенно ничего не значащие… В сущности… И вот эта собака Дымка, она меня очень любила. Она страшно злая была.
Слайд 24
Все боялись. Она сидела на цепи, и все боялись к ней
подойти. Но я подходила. Она меня очень…Ласкалась ко мне вообщем. У нее щенки были. И вот она, значит,никому не давала подходить к ним. Никому! Я подходила , всегда их брала на руки. Она мне все разрешала. Хвостиком виляла. Да…Любила меня. Вот запомнилась же эта собака!
Из книги «Русская разговорная речь. Тексты.».
Слайд 25
Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:
- Представьте
себе. Сижу за рулем. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.
Слайд 26
Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах
и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. (Из энциклопедии.)
Слайд 27
Слеза скатилась у коня с глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул
хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.
(К. Г. Паустовский.)
Слайд 28Анализ текста.
Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в
кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил».
Подумайте, удачны ли высказывания ребят?
Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему?
Заменить это слово.
Слайд 29Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Перестройте предложения таким образом, чтобы получился связный
текст. Запишите порядок предложений с помощью цифр. Определите стиль получившегося текста.
1. Нам будет весело вместе.
2. Летом у школьников каникулы.
3. А я этим летом поеду к своему другу в город Барнаул.
4. Кто-то – на дачу.
5. Мы разъезжаемся по разным местам.
6. Кто-то поедет на море.
Ключ
2, 5, 6, 4, 3, 1 – разговорный стиль.
Слайд 30
Речевой этикет.
Пока! - До свидания!
Привет!
- Доброе утро!
Здорово! - Здравствуйте!
Слайд 31Исправь !..
Здорово, Иван Федорович! – сказали ребята учителю.
Пока, Анна Андреевна,
- простились дети с воспитателем.
Привет, Сергей! – крикнул Саша другу.
Слайд 32Помоги ...
Выбери стиль речи.
научный художественный разговорный
Обменяться
впечатлени-ями
Сообщить точные сведения
Нарисовать картину происходящего
Слайд 33Ветер, ветер, ветер.
В почерневший сад.
Тучи. Тучи. Тучи
Грустные сидят.
Льется дождь колючий.
Мокрый листопад.
Взрослые
и дети
По небу летят.
Слайд 34Тучи. Тучи. Тучи
По небу летят.
Льется дождь колючий.
В почерневший сад.
Ветер, ветер, ветер.
Мокрый
листопад.
Взрослые и дети
Грустные сидят.
Слайд 35Подводим итоги.
С какими стилями речи вы познакомились?
Какова цель разговорного стиля?
Научного? Художественного?
В чём заключаются особенности научного стиля?
Где используется научный стиль?
Какова цель художественного стиля?
Какой стиль используется в стихах, рассказах, повестях, романах, поэмах?
Слайд 36
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 Резниченко Т.М.
с.Вольно-Надеждинское Приморский край