Презентация, доклад по русскому языку на тему Стили речи (5 класс)

Содержание

Для чего нужна человеку речь ?РЕЧЬ ПОМОГАЕТОбщатьсяДелиться мыслями ,чувствамиДоговориться о чём- нибудьСогласовать свои действия.Похвалить, развеселить, рассмешитьПредостеречь, посоветовать,Остановить.УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИДИАЛОГПОЛИЛОГ МОНОЛОГ

Слайд 1
Стили речи

Стили речи

Слайд 2 Для чего нужна человеку речь ?
РЕЧЬ ПОМОГАЕТ
Общаться
Делиться мыслями

,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,
Остановить.

УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

ДИАЛОГ

ПОЛИЛОГ

МОНОЛОГ

Для чего нужна человеку речь ?РЕЧЬ ПОМОГАЕТОбщатьсяДелиться мыслями ,чувствамиДоговориться о чём- нибудьСогласовать свои действия.Похвалить,

Слайд 3Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка

и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

Стилистика и стиль языка

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.Стиль

Слайд 4Это интересно!
Слово стиль происходит от греческого stilos и

означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение


Это интересно!   Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в

Слайд 5Что такое стиль?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1)

Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.
Что такое стиль?В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в

Слайд 6Мы узнали что…
Стили речи- это приемы и средства языка для выражения

мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания?
-разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
-написание заявления…
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
Мы узнали что…Стили речи- это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.А

Слайд 7Речевая
ситуация
Где говорим?
С кем ?
С какой целью?
В официальной обстановке
В неофициальной обстановке
С

одним человеком


Общение

Сообщение

Воздействие

С большой аудиторией

Выбор стиля речи

РечеваяситуацияГде говорим?С кем ?С какой целью?В официальной обстановкеВ неофициальной обстановке С одним человеком   ОбщениеСообщениеВоздействиеС большой

Слайд 8

Стили речи

Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль

Разговорный

Художественный

Публицистический

Официально - деловой

Научный


Слайд 9Агафонова Е.Е.
Стили речи (где? с кем? зачем?)

Книжные Разговорный

общение
(разговорные слова, неполные
предложения,диалог )


НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )

Агафонова Е.Е.Стили речи  (где? с кем? зачем?)     Книжные

Слайд 10 СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Слайд 11Стили речи
Что помогло вам правильно определить стили высказываний?

Стили речиЧто помогло вам правильно определить стили высказываний?

Слайд 12Разговорный стиль.
Цель - обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с

близкими, хорошо знакомыми людьми.
Особенности стиля - разговорные слова и выражения.
Сфера употребления - домашняя или другая неофициальная обстановка, а также дружеские письма, послания.
Упр15

Разговорный стиль. Цель - обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми.  Особенности

Слайд 13Научный стиль.
Цель – точная передача научных знаний (научной информации).
Особенности стиля –

научные термины, сложные предложения, однозначные слова, союз потому что.
Сфера употребления – учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги.
Упр.16

Научный стиль.Цель – точная передача научных знаний (научной информации).Особенности стиля – научные термины, сложные предложения, однозначные слова,

Слайд 14Художественный стиль.
Цель – воздействие на читателя или слушателя.
Особенности стиля – метафоры,

сравнения, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности речи.
Сфера употребления – стихи, рассказы, повести, романы и т.д.
Упр.17.
Художественный стиль.Цель – воздействие на читателя или слушателя.Особенности стиля – метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения и другие средства

Слайд 15Творческая работа
Прочитайте тексты. Определите их стили.
1. Вышел я на поляну… и

ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозком.
3. Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?..
Творческая работаПрочитайте тексты. Определите их стили.1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны

Слайд 16Ключ
1 – разговорный;
2 – научный;
3 - художественный
Как определить стиль речи?

Ключ1 – разговорный;2 – научный;3 - художественныйКак определить стиль речи?

Слайд 17КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ РЕЧИ

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ РЕЧИ

Слайд 18Определите стилистическую принадлежность текстов.
а) - Варька! – закричала мать из

кухни. – Варвара! Где ты есть?
- Вот я.
- Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.
- Заказ принят, - сказала Варвара.

б) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах.

в) Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч, в узлах или приближенно в баллах по шкале Бофорта.
Определите стилистическую принадлежность текстов.а)  - Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть?

Слайд 19
З А Д А Н И Е: Определите стиль речи данных

текстов:

Зима – одно из четырёх времён года. Смена времён года происходит из-за движения Земли по орбите вокруг солнца и наклона земной оси. Средняя продолжительность зимы 90,3 суток, но в разных климатических зонах она различна.

З А Д А Н И Е: Определите стиль речи данных текстов: Зима – одно из четырёх

Слайд 20.
Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я

тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!»
.Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю.

Слайд 21
… Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и

увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверху в саду томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно.
А. Платонов «Котлован». 
… Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре –

Слайд 22
Предметом научного языкознания является человеческий язык в его истории. Язык каждого

народа, каждой общественной крупы, каждого индивидуума не остается в течение времени неизменным, он подвергается постоянным, хотя и постепенным видоизменениям; каждый язык в известный период своего существования представляет собою результат тех изменений, которые были пережиты им в предшествующий период.         
 
Г.Я. Солганик «Стилистика русского языка.
Предметом научного языкознания является человеческий язык в его истории. Язык каждого народа, каждой общественной крупы, каждого индивидуума

Слайд 23
Бабушка Галя: А вот еще про… как в деревне-то я жила

рассказать вам?        
Сашок:Ага…                                                                 Петька:Интересно,конечно!                                   Бабушка Галя: Значит, ну я была девчонкой, тоже мне было лет двенадцать. И я очень любила вообще собак. И там была собака-а… Дымка, которая была. Я почему-то до сих пор помню так хорошо эту собаку. Вот подумайте, есть некоторые воспоминания, которые остаются на всю жизнь. Можно сказать совершенно ничего не значащие… В сущности… И вот эта собака Дымка, она меня очень любила. Она страшно злая была.
Бабушка Галя: А вот еще про… как в деревне-то я жила рассказать вам?        Сашок:Ага…                                                                 Петька:Интересно,конечно!                                   Бабушка Галя: Значит, ну я

Слайд 24
Все боялись. Она сидела на цепи, и все боялись к ней

подойти. Но я подходила. Она меня очень…Ласкалась ко мне вообщем. У нее щенки были. И вот она, значит,никому не давала подходить к ним. Никому! Я подходила , всегда их брала на руки. Она мне все разрешала. Хвостиком виляла. Да…Любила меня. Вот запомнилась же эта собака! 
 
                                      
Из книги «Русская разговорная речь. Тексты.».             
Все боялись. Она сидела на цепи, и все боялись к ней подойти. Но я подходила. Она меня

Слайд 25
Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:
- Представьте

себе. Сижу за рулем. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.
Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:- Представьте себе. Сижу за рулем. Ночь. Скорость

Слайд 26
Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах

и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. (Из энциклопедии.)
Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На

Слайд 27
Слеза скатилась у коня с глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул

хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. 
(К. Г. Паустовский.)  
Слеза скатилась у коня с глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях,

Слайд 28Анализ текста.
Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в

кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил».

Подумайте, удачны ли высказывания ребят?
Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему?
Заменить это слово.

Анализ текста.  Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого:

Слайд 29Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Перестройте предложения таким образом, чтобы получился связный

текст. Запишите порядок предложений с помощью цифр. Определите стиль получившегося текста.
1. Нам будет весело вместе.
2. Летом у школьников каникулы.
3. А я этим летом поеду к своему другу в город Барнаул.
4. Кто-то – на дачу.
5. Мы разъезжаемся по разным местам.
6. Кто-то поедет на море.

Ключ 2, 5, 6, 4, 3, 1 – разговорный стиль.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкойПерестройте предложения таким образом, чтобы получился связный текст. Запишите порядок предложений с помощью

Слайд 30
Речевой этикет.
Пока! - До свидания!
Привет!

- Доброе утро!
Здорово! - Здравствуйте!
Речевой этикет.Пока!     -   До свидания!Привет!  -   Доброе утро!Здорово!

Слайд 31Исправь !..
Здорово, Иван Федорович! – сказали ребята учителю.
Пока, Анна Андреевна,

- простились дети с воспитателем.
Привет, Сергей! – крикнул Саша другу.
Исправь !..Здорово, Иван Федорович! – сказали ребята учителю. Пока, Анна Андреевна, - простились дети с воспитателем. Привет,

Слайд 32Помоги ...
Выбери стиль речи.
научный художественный разговорный
Обменяться

впечатлени-ями

Сообщить точные сведения

Нарисовать картину происходящего



Помоги ... Выбери стиль речи.научный   художественный  разговорный Обменяться впечатлени-ямиСообщить точные сведенияНарисовать картину происходящего

Слайд 33Ветер, ветер, ветер. В почерневший сад. Тучи. Тучи. Тучи Грустные сидят. Льется дождь колючий. Мокрый листопад. Взрослые

и дети По небу летят.
Ветер, ветер, ветер. В почерневший сад. Тучи. Тучи. Тучи Грустные сидят. Льется дождь колючий. Мокрый листопад. Взрослые

Слайд 34Тучи. Тучи. Тучи По небу летят. Льется дождь колючий. В почерневший сад. Ветер, ветер, ветер. Мокрый

листопад. Взрослые и дети Грустные сидят.
Тучи. Тучи. Тучи По небу летят. Льется дождь колючий. В почерневший сад. Ветер, ветер, ветер. Мокрый листопад.

Слайд 35Подводим итоги.
С какими стилями речи вы познакомились?
Какова цель разговорного стиля?

Научного? Художественного?
В чём заключаются особенности научного стиля?
Где используется научный стиль?
Какова цель художественного стиля?
Какой стиль используется в стихах, рассказах, повестях, романах, поэмах?


Подводим итоги.С какими стилями речи вы познакомились?Какова цель разговорного стиля?   Научного? Художественного?В чём заключаются особенности

Слайд 36
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 Резниченко Т.М.
с.Вольно-Надеждинское Приморский край

Учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ №1 Резниченко Т.М.с.Вольно-Надеждинское Приморский край

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть