Презентация, доклад по русскому языку на тему Правописание суффиксов -чик-щик в именах существительных, 6 класс

Содержание

Мобилизующий этапПишет, голодный, чинит, рассказ…ик, домашний, прицеп…ик. Разделите слова на три группы в порядке увеличения в них морфем и напишите их.ГолодныйдомашнийРассказчикПрицепщик Пишетчинит

Слайд 1Русский язык.
Урок по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)».


Русский язык.Урок по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)».

Слайд 2Мобилизующий этап
Пишет, голодный, чинит, рассказ…ик, домашний, прицеп…ик.
Разделите слова на три

группы в порядке увеличения в них морфем и напишите их.

Голодный
домашний

Рассказчик
Прицепщик




Пишет
чинит

Мобилизующий этапПишет, голодный, чинит, рассказ…ик, домашний, прицеп…ик. Разделите слова на три группы в порядке увеличения в них

Слайд 3
В первую группу вошли слова пишет, чинит.
Это глагоы в форме настоящего

времени, третьего лица, единственного числа. В них две морфемы: корень и окончание.

В первую группу вошли слова пишет, чинит.Это глагоы в форме настоящего времени, третьего лица, единственного числа. В

Слайд 4
Во вторую группу объединили слова голодный, домашний. Это имена прилагательные в

форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа. В каждом слове по три морфемы: корень, суффикс, окончание.
Во вторую группу объединили слова голодный, домашний. Это имена прилагательные в форме мужского рода, единственного числа, именительного

Слайд 5
В третью группу вошли слова рассказчик, прицепщик. Это имена существительные мужского

рода, в единственном числе, именительного падежа. В этих словах по четыре морфемы.
В третью группу вошли слова рассказчик, прицепщик. Это имена существительные мужского рода, в единственном числе, именительного падежа.

Слайд 6Формулируем тему и цели урока
Скажите, какой суффикс может быть в последней

паре слов?
(-чик- или –щик-)
Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Формулируем тему и цели урокаСкажите, какой суффикс может быть в последней паре слов?(-чик- или –щик-)Подумайте, какие буквы

Слайд 7Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик).
Сформулируйте цель урока, опираясь на

его тему. Используйте опорные слова:

Познакомиться с...
Учиться правильно…___ ___ …

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик).Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:Познакомиться

Слайд 8Изучение нового материала
Обходчик
Летчик
Рассказчик
Перебежчик

Прессовщик
Бакенщик
Прицепщик
наборщик
Назовите главный общий грамматический признак этих слов.
Выделите в каждом

существительном левого столбика суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним.
В каком случае в суффиксе существительных –чик(-щик) пишется буква Ч?
Изучение нового материалаОбходчикЛетчикРассказчикПеребежчикПрессовщикБакенщикПрицепщикнаборщикНазовите главный общий грамматический признак этих слов.Выделите в каждом существительном левого столбика суффикс и подчеркните

Слайд 9
Выделите суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним в каждом

существительном второго столбика.
Скажите, какая буква пишется в остальных суффиксах, когда перед суффиксом нет букв Д, Т, З, С, Ж?
Сформулируйте правило правописания суффиксов существительных –чик(-щик).
Сравните свою формулировку с материалом учебника.
Выделите суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним в каждом существительном второго столбика.Скажите, какая буква пишется

Слайд 10Путеводная звезда


Д
Т
З
С
Ж
Ч

Путеводная звездаД Т З С Ж Ч

Слайд 11Закрепление изученного материала.
Изво.. ..ик, прессо.. ..ик, разве.. ..ик, разно.. ..ик.
Бето.. ..ик,

буфе.. ..ица, экскавато.. ..ик, компьюте.. ..ик.
Прока.. ..ик, аппара.. ..ик, автома.. ..ик, во.. ..ик.
Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните в каждом ряду по одному «лишнему» слову. По каким признакам вы это сделали?
Закрепление изученного материала.Изво.. ..ик, прессо.. ..ик, разве.. ..ик, разно.. ..ик.Бето.. ..ик, буфе.. ..ица, экскавато.. ..ик, компьюте.. ..ик.Прока..

Слайд 12ПРОВЕРИМ.
Извозчик, прессовщик, разведчик, разносчик.
Бетонщик, буфетчица, экскаваторщик, компьютерщик.
Прокатчик, аппаратчик, автоматчик, возчик.

ПРОВЕРИМ.Извозчик, прессовщик, разведчик, разносчик.Бетонщик, буфетчица, экскаваторщик, компьютерщик.Прокатчик, аппаратчик, автоматчик, возчик.

Слайд 13Физкультминутка.

Физкультминутка.

Слайд 14Словарно-орфографическая работа.
Надсмотр…ик, обман…ик, лакиров…ик, приказ…ик, сдель…ик, навод…ик, артель…ик, танцов…ик.
Соедините, пожалуйста, между

собой первые буквы, с которых начинается корень слов с суффиксом –щик, и вы узнаете новое словарное слово.
(это слово СОЛДАТ)
Какие слова вы использовали для определения этого слова и почему?
Кто такой СОЛДАТ?
(это рядовой военнослужащий, который не относится к командному составу).
Составьте предложения с этим словом.


Словарно-орфографическая работа.Надсмотр…ик, обман…ик, лакиров…ик, приказ…ик, сдель…ик, навод…ик, артель…ик, танцов…ик.Соедините, пожалуйста, между собой первые буквы, с которых начинается

Слайд 15Закрепление изученного материала (продолжение)
Перепишите стихотворный текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания.
Подчеркните грамматические основы предложений.
Закрепление изученного материала (продолжение)Перепишите стихотворный текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.Подчеркните грамматические основы предложений.

Слайд 16
Книга не просто красивая мебель
Не приложение дубовых шкафов
Книга – в…лшебник, умеющий

небыль
В быль превратить и в основу основ.

2. Книга – сове… …ик
Книга – разве… …ик
Книга – активный б…рец и б…ец
Книга – нетленная память и веч(?)ность
Спутник пл…неты Земля, наконец.
(В.Боков).

Книга не просто красивая мебельНе приложение дубовых шкафовКнига – в…лшебник, умеющий небыльВ быль превратить и в основу

Слайд 17ПОГОВОРИМ!
О чём говорится в этом тексте?
Чем является книга в жизни человека?
Найдите

в тексте слова, являющиеся синонимами к слову СОЛДАТ.
Почему автор именно так назвал книгу?
Расскажите о написании слов с пропущенными буквами. Начните со слов по теме урока, далее – с другими орфограммами.
Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.


ПОГОВОРИМ!О чём говорится в этом тексте?Чем является книга в жизни человека?Найдите в тексте слова, являющиеся синонимами к

Слайд 18Итог урока.
Скажите, ребята, над чем мы сегодня работали.
Расскажите правило о правописании

букв Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик). Приведите примеры.

Итог урока.Скажите, ребята, над чем мы сегодня работали.Расскажите правило о правописании букв Ч и Щ в суффиксах

Слайд 19Домашнее задание (по выбору)
Напишите миниатюру, в которой употребите как можно больше

слов с изученной орфограммой.
Сочините сказку о суффиксах –чик(-щик).
Упражнение __________.
Презентация или опорный конспект.
Выучить правило на странице ______. (для всех)

Домашнее задание (по выбору)Напишите миниатюру, в которой употребите как можно больше слов с изученной орфограммой.Сочините сказку о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть