Слайд 1Типы речи
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ
№40 города Тюмени
Склюева Надежда Михайловна
Урок развития речи в 6 классе
Слайд 2 ТЕКСТ -
это сочетание предложений,
связанных по смыслу и грамматически
Слайд 3
ТЕМА ТЕКСТА - это то, о чём
или о ком говорится в тексте;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА -это то, к чему призывает текст, ради чего он написан, чему учит
Слайд 4
Прочитайте тексты. Определите тему и основную мысль.
Этот случай произошёл недавно. Далеко в горах паслось овечье стадо. И вдруг пастух неожиданно потерял сознание.
Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она загнала овец в стойло. Потом вернулась обратно на пастбище, нашла там своего хозяина и потащила его вниз, к селению.
Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла к порогу дома потерявшего сознание человека. Они послали за доктором, который оказал необходимую помощь.
Так собака спасла жизнь человеку.
Слайд 6
ТЕМА ТЕКСТА - это то, о чём
или о ком говорится в тексте;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА -это то, к чему призывает текст, ради чего он написан, чему учит
№2
Собака Манюня была большой, крепкой, с немного полным туловищем (любила поесть и поспать).
Морда у неё хороша: на золотистой шерсти красиво выделялись чёрные глаза, и уши были длинные, завитые, словно их завил искусный парикмахер. Короткий хвост тоже кудрявился, с боков свисала нарядная волнистая бахрома.
Она была неприхотлива, сильна, отважна, обладала отличным слухом и обонянием.
И всё-таки эта живая темпераментная собака Манюня оставалась обыкновенной комнатной, а не охотничьей собакой.
Слайд 8
ТЕМА ТЕКСТА - это то, о чём
или о ком говорится в тексте;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА -это то, к чему призывает текст, ради чего он написан, чему учит
№3
Собака – первый друг человека, потому что это первое живое и доброжелательное существо, которое было всегда рядом с ним. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и легко усваивает уроки.
Собака верно служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём слепых. Она защищает человека и спасает от смертельной опасности.
Мы любим собаку не только за её заслуги перед человеком, но и ради её самой. Мы ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и преданность.
Поэтому собак – друг человека.
Слайд 10
ТЕМА ТЕКСТА - это то, о чём
или о ком говорится в тексте;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА -это то, к чему призывает текст, ради чего он написан, чему учит
Слайд 11
1. Сравните темы текстов;
2. Сравните основные
мысли
текстов
Слайд 13 ЦЕЛЬ:
изучить типы речи
и их признаки
Слайд 14 ЗАДАЧИ:
научиться определять тип речи;
научиться различать
тексты разных типов речи;
создавать высказывание по заданной теме и определённому типу речи
Слайд 16 Представьте, что вы фотокорреспондент газеты «Уватские известия». Вам
необходимо сделать фотографии, на которых отразится содержание прочитанных текстов.
Сколько фотографий вы можете сделать к каждому тексту? Приведите примеры.
Слайд 18Внимательно прочитайте текст. Определите тип речи. Докажите своё мнение по плану:
В
этом тексте говорится о…
К тексту можно задать вопрос…
Для текста характерно употребление (часть речи), например,…
Содержание текста можно передать с помощью …фотографий (или нельзя передать).
Это …(тип речи).
Слайд 19 ЗАДАЧИ:
научиться определять тип речи (повествование,
описание, рассуждение);
научиться различать тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение).
№1
Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У неё дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода не круглая, а вытянутая. А другая клубника словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зелёный воротник. Очень красиво!
Слайд 21Внимательно прочитайте текст. Определите тип речи. Докажите своё мнение по плану:
В
этом тексте говорится о…
К тексту можно задать вопрос…
Для текста характерно употребление (часть речи), например,…
Содержание текста можно передать с помощью …фотографий (или нельзя передать).
Это …(тип речи).
ТЕКСТ №2
Слово – великое дело. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Оно может превратить друга во врага, а врага сделать другом. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Слайд 23Внимательно прочитайте текст. Определите тип речи. Докажите своё мнение по плану:
В
этом тексте говорится о…
К тексту можно задать вопрос…
Для текста характерно употребление (часть речи), например,…
Содержание текста можно передать с помощью …фотографий (или нельзя передать).
Это …(тип речи).
ТЕКСТ №3
Матушка стала заваривать клей. Сначала их шкафчика она достала банку с крахмалом, насыпала его не больше чайной ложки в стакан. Потом налила туда же ложки две воды и размешала. Получилась кашица. Тогда матушка налила в неё из самовара кипятку, всё время сильно помешивая ложкой. Крахмал стал прозрачный, как желе. Так получился отличный клей.
Слайд 25Внимательно прочитайте текст. Определите тип речи. Докажите своё мнение по плану:
В
этом тексте говорится о…
К тексту можно задать вопрос…
Для текста характерно употребление (часть речи), например,…
Содержание текста можно передать с помощью …фотографий (или нельзя передать).
Это …(тип речи).
ТЕКСТ №4
Некоторые сказки называют волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры-самолёты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
Слайд 27Внимательно прочитайте текст. Определите тип речи. Докажите своё мнение по плану:
В
этом тексте говорится о…
К тексту можно задать вопрос…
Для текста характерно употребление (часть речи), например,…
Содержание текста можно передать с помощью …фотографий (или нельзя передать).
Это …(тип речи).
ТЕКСТ №5
Воробей прыгал по страницам учебника. Но ему хотелось взглянуть и на следующую страницу. Для этого он сначала слезал с книги, затем очень вдумчиво брал клювом за уголок верхний лист, медленно приподнимал его, а потом быстро забирался туда с головой. Покрутится там, потопчется, а как вылезет, тут же начинает чиститься. Ну, словом, чистюля.
Слайд 29Внимательно прочитайте текст. Определите тип речи. Докажите своё мнение по плану:
В
этом тексте говорится о…
К тексту можно задать вопрос…
Для текста характерно употребление (часть речи), например,…
Содержание текста можно передать с помощью …фотографий (или нельзя передать).
Это …(тип речи).
ТЕКСТ №6
Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зелёный луг, по краям росли деревья со спелыми плодами. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки. На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зелёные попугаи и кричали странными голосами.
Слайд 31Внимательно прочитайте текст. Определите тип речи. Докажите своё мнение по плану:
В
этом тексте говорится о…
К тексту можно задать вопрос…
Для текста характерно употребление (часть речи), например,…
Содержание текста можно передать с помощью …фотографий (или нельзя передать).
Это …(тип речи).
Слайд 32 ЗАДАЧИ:
научиться определять тип речи (повествование,
описание, рассуждение);
научиться различать тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение).
Слайд 34 ЗАДАЧИ:
научиться определять тип речи;
научиться различать
тексты разных типов речи;
создавать высказывание по заданной теме и определённому типу речи
Слайд 35
В воскресенье вы вместе с родителями побывали
в магазине игрушек и купили одну из них. Расскажите своим одноклассникам:
1 ряд: об игрушке, которую вы купили;
2 ряд: о том, как вы покупали игрушку;
3 ряд: почему вы решили купить именно эту игрушку.
Ваш рассказ должен состоять из 5 предложений и соответствовать определённому типу речи.
На «отлично»
Составьте три текста (повествование, описание, рассуждение) на тему «Вода».
На «хорошо»
Составьте один текст (по выбору) на следующие темы:
Мой день рождения (повествование)
Моя мама (описание)
Почему нужно заниматься спортом (рассуждение)
На «удовлетворительно»
Найдите три текста на разные типы речи (учебник, газеты, журналы, художественные произведения)
Слайд 37Организация учебного процесса
при традиционной
Вводная часть, опрос – 10-15 мин.
Объяснение нового материала
– 20-25 мин.
Закрепление – 10 мин.
Опрос по усвоению нового материала – 0 мин.
и блочно-модульной технологии обучения
Актуализация знаний – 10-15 мин.
Изучение нового материала – 25-30 мин.
Отработка стандарта – 15-20 мин.Рефлексивный анализ стандарта – 5-10 мин.
Выход на продуктивный и творческий уровень – 15-20 мин.