Слайд 1Местоимения
Урок русского языка
6 класс
Кириленко Н. И.
Слайд 2Приготовимся к уроку.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от
вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь ,
За работу я возьмусь
Слайд 3Девятнадцатое апреля
Классная работа
Слайд 4Как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?
Самостоятельные
части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Местоимение
Наречие
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Морфология
Слайд 5Выборочный диктант.
Выписать самостоятельную часть речи.
Как, без, он, у, я, от
,мы ,до, вы, про, они, под, ото, она.
Слайд 6Изучение нового материала
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим
ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы …
Местоимение
Слайд 7Тема. Местоимение как часть речи
Цели:
познакомиться с новой частью речи –
местоимением
знать значение местоимения как части речи
находить местоимения в тексте
определять роль местоимений в речи
правильно их употреблять
Слайд 8Цели урока:
познакомиться с основными признаками местоимения как части речи;
определить роль
местоимений в русском языке;
научиться редактировать текст путём использования местоимений;
научиться выделять местоимения в тексте и определять их синтаксическую функцию.
Слайд 9Проблемный вопрос
«В чем особенность местоимения?»
Слайд 10Работа над новым материалом
Он узнал от них, что такая погода установится
через несколько дней.
Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.
Слайд 11Прочитайте стихотворение А. Барто.
И вот он начал
Свой рассказ:
-Они ползут,
А он ей
раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Ее он спас;
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
-Кто это он, она, они?
Понятно ли это
слушателям?
-А как вы думаете, почему?
Слайд 12Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю
имена.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
Слайд 13Запомним!
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак, предмет
или количество, но конкретно не называет его.
Слайд 14Функция местоимения –
указывает на предмет, признаки и
количество, но не
называет их –
выступает вместо имени
существительного, прилагательного или
числительного
Слайд 15 Местоимения позволяют избегать неоправданных повторов в нашей письменной
речи, указывают на предмет, не называя его, и чаще всего используются в предложении вместо имён существительных.
Запомним!
Слайд 16Местоимение – изменяемая или неизменяемая часть речи?
Выпишите из стихотворения А. Барто
местоимения, определите, в какой форме
они употреблены.
Местоимения изменяются по падежам, родам и числам – склоняются.
Слайд 17Прочитайте предложения. Найдите в них местоимения, укажите, каким членом предложения они
являются.
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
Мы немного поговорили.
Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга…
Я откликнулся на их вопросительные крики.
Синтаксическая функция – подлежащее, дополнение, определение.
Слайд 18Физминутка
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох
глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
Слайд 19Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме.
Много слов родили греки.
К
(мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
(Я. Козловский)
Слайд 20 1 вариант
Стихотворение С.Я.Маршака
“Пожелание друзьям”
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
Слайд 21
2 вариант
Стихотворение В. Степанова
"Что мы Родиной
зовём?"
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлём.
Слайд 22Интерес – Что вам было интересно на уроке?
Творчество – Каким творчеством
вы занимались?
Обучение – Чему вы научились?
Главное – Что вы узнали на уроке?