Слайд 1ИГРА «ЭРУДИТ»
Составьте слово
Прилетел (приставка)
Земля (корень)
Вилять (суффикс)
Решаешь (окончание)
Светится (постфикс)
- составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.
/Например: На арену цирка приземляется воздушный акробат./
Слайд 2III. Проверка домашнего задания
1 .У черной решетки на жестком диване сидели
жонглёр и жокей, шофёр и шотландец.
2. Они перебирали крыжовник, жёлуди и шоколадные конфеты, которые перемешались в шёлковом мешке жонглёра.
ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ
А)Ра..писание
Бе..болезненный
Во..стание
И..парение
Б)Р..стение
Прор..сли
Отр..сль
Выр..щенный
В)Ра..брелись
Ра..таял
Бе..полезно
..делать
Г)Ц..тата
Ц..плячий
Лекц..я
Ц..клоп
Слайд 4Запись в «Этимологический словарик»
Сокровище – сокров, тайник (от со- -кров-, «укрытие»)
– то, что укрыто, спрятано
Искусство – ис- + кусати, (отведать, испытать, пробовать) + -ств(о) – то, что можно увидеть, почувствовать, «попробовать на вкус»
Искусный – ис- + кусати + -н(ый) – знающий, опытный, испытанный
Слайд 5Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы.
Обозначьте известные вам орфограммы, объясните правописание
Слайд 6Одиннадцатое октября.
Классная работа.
Слайд 7
Цирк цыплёнок
Цифровой
сестрицын
Лекция птицы
Слайд 10ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»
Слайд 11Ц..пленок в ц..рке выступал,
Играл он на ц..мбалах,
На мотоц..клах разъезжал
И
ц..фр знал немало.
Он из ц..линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал:
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
Цыплёнок не знал. А вы знаете?
Выпишите слова с орфограммой «Гласные после Ц»
рассуждения:
Определить, в какой морфеме находится орфограмма.
Если орфограмма в корне, то установить, не входит ли слово в число исключений. Если входит, пишем букву Ы, если нет, пишем букву И.
Если орфограмма в суффиксе или окончании, пишем букву Ы.
Слайд 14в корнях слов: цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках, цыплёнок;
в окончаниях существительных
и прилагательных: лестниц ы , огурц ы , куц ый , бледнолиц ый ;
в суффиксах прилагательных: птиц ын , лисиц ын , куриц ын .
Слайд 15В существительных на - ция
Мы всегда напишем - ия.
И под корнем,
посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке - цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
Слайд 16Устный орфографический разбор
Делегац…я, петербуржц…, ц…ферблат, птиц…н хвост, смуглолиц…й,
ц…кнуть, репетиц…я, операц…онная.
Слайд 17
Ц.. рк, ц..ркуль, ц..пленок, ц..корий, ц..трусовые, ц..ц, огурц.., отц.., лисиц..н, куц..й,
ц..стерна, ц..клон, синиц..н.
Слайд 18ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ
1.В свои висячие дворц.. летят
хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.
Слайд 19Спишите текст, вставляя пропущенные буквы
По двору бегали ц..плята. Особенно выделялся один,
веселый, шустрый, непоседливый. Он был темнее остальных и получил прозвище Ц..ганёнок. Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев зовет своих питомцев: «Ц..п-ц..п-ц..п». Все гурьбой несутся к ней, только Ц..ганёнка нет. Он будто ждет, что к нему подкрадутся на ц..почках и на руках отнесут в курятник.
Слайд 219. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква
Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка;
Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть; Б) ц..новка;
В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
Слайд 22Буква И после шипящих и Ц пишется в слове:
Ц..новка
Ц..ганенок
Таинственные пришельц..
Переж..ток
Ц..тировать
Слайд 23Буква Ы после шипящих и Ц пишется в слове:
Панц..рь
Шустрые зайц..
Маш..на
Ож..вление
Дец..метр
Слайд 24Записать одним словом.
Артист цирка; устаревшее обозначение парикмахера; апельсины,
мандарины, лимоны; большой резервуар для перевозки жидкостей; высокая твердая шляпа, род перчаток с отделением только для большого пальца; человек, наблюдающий за порядком на улице; систематизированное собрание каких-либо предметов.
Слайд 25
ЦИРКАЧ
Цирюльник
ЦИТРУСОВЫЕ
ЦИСТЕРНА
ЦИЛИНДР
РУКАВИЦЫ
ПОЛИЦИЯ
КОЛЛЕКЦИЯ
Слайд 26Итог урока
- Что повторили сегодня?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему
научились?
- Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
Слайд 27РЕФЛЕКСИЯ
Я понял, что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
Слайд 28Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы,
Кто не понял,
те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
Слайд 31Лодочная станц..я, болеть ц..нгой, соленые огурц.., ц..рковые артисты, круглолиц..й мальчик, ц..ганский
табор, горластые птенц.., тонкие пальц.., идти на ц..почках, Древняя Грец..я, ц..трусовые растения.
Слайд 32Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.
Слайд 33Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь, наш урок
сорвётся.
Слайд 34Прочитайте отрывок и озаглавьте его. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Как
вы думаете, был ли
четырехлетний Гаврюшка, о котором рассказывается в отрывке, деревенским или городским мальчиком? Напишите об этом, стараясь доказать правильность своего мнения.
Слайд 35Гаврюшка все поглядывал (на) лужайку перед верандой.
Почему цветы бегают? –
спросил он деда.
Дед рас..меялся:
Давай (по)смотр..м, что это за цветы.
На лужайк.., в густой тр..ве, как больш..е пуш..стые ж..лтые цветы, копошились ц..плята. Между ними ходила большая рыж..я квочка. (У) нее было много хл..пот: (на)учить своих несмышленых детей отл..чать зерна от камешков, разыскать каждому (по) черв..чку, сл..дить, чтобы (не) н..летел коршун и чтобы ц..плята(не) заблудились в высокой трав.. .
Гаврюшка хотел (по)гладить ц..пленка, но нал..тела курица и больно клюнула в руку.
З.Воскресенская