Слайд 1ЕГЭ
Учимся комментировать проблему текста
Слайд 3(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё
на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…
(4)- Дедушка, скажи что-нибудь грустное.
(5)- Осенние листья.
(6)- А грустнее?
(7)- Осенние звёзды.
(8)- Грустнее осенних звёзд бывает?
(9)- Осенние птицы.
(10)- Дедушка, есть осенние люди?
(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.
(14)- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.
(18)- Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?
(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью?
(23)- Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.
(24)- Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук. Маму, Родину, Любимую не нумеруют.
(26)- Дед, она не любит меня.
Слайд 4(27)- А ты сам как к себе относишься?
(28)- Плохо, дедушка, совсем
плохо.
(29)- А летать ты пробовал?
(30)- Дед, средний я, серый, какие там полёты.
(31)- Объясни, такого не понимаю.
(32)- Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.
(37)- Она тебя замечает?
(38)- Никто я для неё. (39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)- Шутишь, дед, какие объявления?
(43)- Продаётся собачья шкура.
(44)- А если придут за шкурой?
(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)- Зачем мне скрипка, дед?
(47)- Станешь играть любимой.
(48)У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.
(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо.(52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.
Слайд 5(54)Как-то сказал:
(55)- Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов,
другие доказывают – следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяковского. Луна – музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
(59)- Не получается у меня, дед.
(60)- Что не получается?
(61)- Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (63)Может, я и есть осенний?
(64)- Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.
(65)- Ой, дед, завидую я тебе.
(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!
(По А.Попову)
Слайд 6 Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа.
О
мироощущении.
О любви.
О самооценке.
О достоинстве.
О смысле жизни.
Работаем над содержанием текста
Слайд 7
Какие проблемы поднимает автор в тексте? (На
какие вопросы автор отвечает данным текстом?)
(Бережного отношения к памяти о своём прошлом; человеческих взаимоотношений; нравственного выбора; смысла жизни; роли взрослых в формировании личности; ответственности за другого человека и т.д.)
Слайд 8 Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.
(Рассказ – это воспоминание повествователя об уроках, преподанных дедом, следовательно, на одно из первых мест выходит проблема бережного отношения к памяти о своём прошлом. Однако тогда следует спросить, почему рассказчик помнит деда, считает его своим «отчим домой», своей «отчизной»? Ответ очевиден: всё, чего достиг и достигнет внук, произошло благодаря влиянию деда, его мудрым и ироничным советам. Следовательно, основная проблема – роль взрослых в формировании личности подростка (в воспитании нравственных черт характера подростка).
Определяем поставленную проблему
Слайд 9
Этот абзац – ретроспектива или настоящее героя?
- Скорее
всего, это настоящее: оно помогает рассказчику вернуть, воссоздать ту, ушедшую осень, когда рядом был дед.
- Это ретроспектива: одиночество рассказчика прочитывается уже в первом абзаце. Да и содержание начала диалога доказывает эту мысль: внук просит деда сказать что-нибудь грустное).
Почему рассказчику грустно?
(Выстраиваем цепочку взаимосвязей:
а) Грусть неразделенная любовь рассказчик средний, серый
б) осенние листья, звезды, птицы – уход, холод, прощание; мотив одиночества)
«Осенние» люди в понимании рассказчика дополнят, усилят самое «печальное»?
(Вероятно, да. Он сам продолжает ряд этой метафорой.)
Анализируем первый абзац текста
Слайд 10Контраст как композиционный приём
Слайд 11Контраст позволил автору выявить
сущность характеров героев;
их миропонимание;
психологическое состояние;
отношение к себе
и к окружающим и т.д.
Роль контраста как композиционного приёма
Слайд 12 Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может
указывать только на образ рассказчика, но не на образ автора!
ВНИМАНИЕ!
Слайд 13Автор и рассказчик
в художественном тексте
В образе
автора отражаются и им определяются
тема, сюжет, композиция, идея произведения;
изображение событий, героев, их поступков, поведения;
все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста».
Автор «всеведущ»
Представляет автора в тексте;
очевидец происходящего;
принимает участие в событиях;
повествует о них;
с его помощью автор создает иллюзию достоверности событий;
ему доверена авторская оценка событий и героев.
Рассказчик, не описывая внутреннее состояние героев, передает их переживания
через внешние проявления.
Слайд 14 Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные
с повтором слова «автор», замените его следующими словами:
публицист (если текст публицистического стиля);
писатель (если текст художественного стиля);
местоимением «он»;
фамилией автора текста.
Обратите внимание!
Слайд 15
должна быть ЕДИНСТВЕННОЙ
Чем интересен фрагмент рассказа о любви?
Слайд 16Как вы понимаете мысль деда о звездах и надежде на звездное
небо?
(Звезда – это победа, успех, достижения)
В чем парадоксальность мысли предложении: «Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым»?
(Внук: ХОЧУ быть счастливым; дед – УЖЕ счастлив (т.к. он стар); ХОЧУ счастья и ЕСТЬ счастье)
Почему для рассказчика желание счастья ассоциируется только со старостью?
(Для него молодость – время страданий, поисков и итогов. Он «ничего не понимает и во всем запутался». А дед мудр, умеет любить и знает все ответы, он жил интересной жизнью. Дед счастлив).
Справедлива ли самооценка, данная рассказчиком самому себе(пр.26-37)?
(Не любит ОНА; он сам себя НЕ любит: средний, серый; да, рассказчик искренен, самокритичен)
О каких полётах говорит дед в ответ?
(Мечта, окрыленность, успех, уверенность в себе)
Анализируем текст
Слайд 17
прием противопоставления, а отсюда:
а) ощущение одиночества;
б) ощущение серости жизни (даже
зрительно образы мышей, слонов, собаки – серые)
в) противоречивые поиски собственного «я»:
«шмыгаю я, дед» (мышь) – стремление быть мелким, незаметным;
«моя жизнь – ожидание кости» (собака) – ожидание случайных знаков внимания любимой, подачек судьбы, недоверие к людям).
ЩЕНОК
СЛОНЫ
СОБАКА
МЫШИ
Анализируем текст
Слайд 18Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55:
(39)Моя жизнь – ожидание
кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)- Шутишь, дед, какие объявления?
(43)- Продаётся собачья шкура.
(44)- А если придут за шкурой?
(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)- Зачем мне скрипка, дед?
(47)- Станешь играть любимой.
Каков иносказательный смысл советов деда?
Не принимать подачки, не пресмыкаться и не озлобляться, сохранять чувство собственного достоинства.
Сделать любовь подвигом
самоотверженности, самопожертвования.
Слайд 19(Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна).
Градация: Он мой остров,
мой материк, моя Земля: (твердая опора, спасительное убежище)
Обратимся к вопросам. на которые внук так и не получил ответа:
(10)- Дедушка, есть осенние люди? (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди?
Почему дед не дал на них ответа, как, впрочем, и на ряд других?
(Он считал, что внук САМ должен думать
и размышлять, решать вопросы
смысла жизни
любви
самоопределения и т.д.)
Как возникает в рассказе мотив ностальгии?
Слайд 20(65)- Ой, дед, завидую я тебе.
(66)- Это не так уж и
плохо, я интересно жил.
(67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!
Каков смысл 69-70 предложений?
(У рассказчика масса нерешенных проблем, и обращение к памяти, переосмысление сказанного дедом поможет ему их решить: повторы и композиционный стык усиливают эту мысль)
Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир после осознания этого?
(Открытая форточка – окно в мир, к людям)
Как дополняет данную мысль эта пара слов : шмыгаю – заорал?
(Рассказчику захотелось быть услышанным, понятым, замеченным).
Анализируем финал рассказа
Слайд 21«Мой умный, добрый, осенний дед!» - кричит рассказчик. Следовательно, он уже
нашел ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору?
(Мудрый, всё изведавший, всё знающий: «Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел»).
(Осень, пожалуй, и есть время ответов. Как и человеческая, с годами приходящая мудрость).
Есть ли уверенность в том, что внук научится летать?
(Безусловно. Дедовские уроки дадут силу и ему стать крылатым).
Выводы: именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «Я». И как важно, когда рядом мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире.
Автор использует психологический метод, основанный на идее движения, названный Чернышевским Н.Г. "диалектикой души". (ДИАЛЕКТИКА ДУШИ - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.).
(«Словарь литературоведческих терминов» под редакцией С.П.Белокуровой)