Презентация, доклад по русскому языку на тему ЕГЭ учимся комментировать проблему(11 класс)

Содержание

Текст

Слайд 1ЕГЭ

Учимся комментировать проблему текста

ЕГЭ Учимся комментировать проблему текста

Слайд 2Текст

Текст

Слайд 3(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё

на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…
(4)- Дедушка, скажи что-нибудь грустное.
(5)- Осенние листья.
(6)- А грустнее?
(7)- Осенние звёзды.
(8)- Грустнее осенних звёзд бывает?
(9)- Осенние птицы.
(10)- Дедушка, есть осенние люди?
(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.
(14)- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.
(18)- Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?
(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью?
(23)- Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.
(24)- Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук. Маму, Родину, Любимую не нумеруют.
(26)- Дед, она не любит меня.
(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая

Слайд 4(27)- А ты сам как к себе относишься?
(28)- Плохо, дедушка, совсем

плохо.
(29)- А летать ты пробовал?
(30)- Дед, средний я, серый, какие там полёты.
(31)- Объясни, такого не понимаю.
(32)- Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.
(37)- Она тебя замечает?
(38)- Никто я для неё. (39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)- Шутишь, дед, какие объявления?
(43)- Продаётся собачья шкура.
(44)- А если придут за шкурой?
(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)- Зачем мне скрипка, дед?
(47)- Станешь играть любимой.
(48)У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.
(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо.(52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.




(27)- А ты сам как к себе относишься?(28)- Плохо, дедушка, совсем плохо.(29)- А летать ты пробовал?(30)- Дед,

Слайд 5(54)Как-то сказал:
(55)- Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов,

другие доказывают – следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяковского. Луна – музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
(59)- Не получается у меня, дед.
(60)- Что не получается?
(61)- Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (63)Может, я и есть осенний?
(64)- Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.
(65)- Ой, дед, завидую я тебе.
(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!
(По А.Попову)
 

(54)Как-то сказал:(55)- Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов, другие доказывают – следы метеоритов. (56)Я

Слайд 6 Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа.
О

мироощущении.
О любви.
О самооценке.
О достоинстве.
О смысле жизни.


Работаем над содержанием текста

Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа.О мироощущении.О любви.О самооценке.О достоинстве.О смысле жизни.

Слайд 7
Какие проблемы поднимает автор в тексте? (На

какие вопросы автор отвечает данным текстом?)
(Бережного отношения к памяти о своём прошлом; человеческих взаимоотношений; нравственного выбора; смысла жизни; роли взрослых в формировании личности; ответственности за другого человека и т.д.)

Какие проблемы поднимает автор в тексте? (На какие вопросы автор отвечает данным текстом?)

Слайд 8 Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.

(Рассказ – это воспоминание повествователя об уроках, преподанных дедом, следовательно, на одно из первых мест выходит проблема бережного отношения к памяти о своём прошлом. Однако тогда следует спросить, почему рассказчик помнит деда, считает его своим «отчим домой», своей «отчизной»? Ответ очевиден: всё, чего достиг и достигнет внук, произошло благодаря влиянию деда, его мудрым и ироничным советам. Следовательно, основная проблема – роль взрослых в формировании личности подростка (в воспитании нравственных черт характера подростка).

Определяем поставленную проблему

Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.    (Рассказ – это

Слайд 9
Этот абзац – ретроспектива или настоящее героя?
- Скорее

всего, это настоящее: оно помогает рассказчику вернуть, воссоздать ту, ушедшую осень, когда рядом был дед.
- Это ретроспектива: одиночество рассказчика прочитывается уже в первом абзаце. Да и содержание начала диалога доказывает эту мысль: внук просит деда сказать что-нибудь грустное).

Почему рассказчику грустно?
(Выстраиваем цепочку взаимосвязей:
а) Грусть неразделенная любовь рассказчик средний, серый
б) осенние листья, звезды, птицы – уход, холод, прощание; мотив одиночества)
«Осенние» люди в понимании рассказчика дополнят, усилят самое «печальное»?
(Вероятно, да. Он сам продолжает ряд этой метафорой.)

Анализируем первый абзац текста



Этот абзац – ретроспектива или настоящее героя?   - Скорее всего, это настоящее: оно помогает рассказчику

Слайд 10Контраст как композиционный приём

Контраст как композиционный приём

Слайд 11Контраст позволил автору выявить
сущность характеров героев;
их миропонимание;
психологическое состояние;
отношение к себе

и к окружающим и т.д.


Роль контраста как композиционного приёма

Контраст позволил автору выявить сущность характеров героев;их миропонимание;психологическое состояние;отношение к себе и к окружающим и т.д.Роль контраста

Слайд 12 Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может

указывать только на образ рассказчика, но не на образ автора!



ВНИМАНИЕ!

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика, но

Слайд 13Автор и рассказчик в художественном тексте
В образе

автора отражаются и им определяются
тема, сюжет, композиция, идея произведения;
изображение событий, героев, их поступков, поведения;
все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста».
Автор «всеведущ»





Представляет автора в тексте;
очевидец происходящего;
принимает участие в событиях;
повествует о них;
с его помощью автор создает иллюзию достоверности событий;
ему доверена авторская оценка событий и героев.
Рассказчик, не описывая внутреннее состояние героев, передает их переживания
через внешние проявления.

Автор и рассказчик  в художественном тексте    В образе автора отражаются и им определяются

Слайд 14 Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные

с повтором слова «автор», замените его следующими словами:
публицист (если текст публицистического стиля);
писатель (если текст художественного стиля);
местоимением «он»;
фамилией автора текста.

Обратите внимание!

Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повтором слова «автор», замените его

Слайд 15

должна быть ЕДИНСТВЕННОЙ
Чем интересен фрагмент рассказа о любви?

должна быть ЕДИНСТВЕННОЙ Чем интересен фрагмент рассказа о любви?

Слайд 16Как вы понимаете мысль деда о звездах и надежде на звездное

небо?
(Звезда – это победа, успех, достижения)
В чем парадоксальность мысли предложении: «Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым»?
(Внук: ХОЧУ быть счастливым; дед – УЖЕ счастлив (т.к. он стар); ХОЧУ счастья и ЕСТЬ счастье)
Почему для рассказчика желание счастья ассоциируется только со старостью?
(Для него молодость – время страданий, поисков и итогов. Он «ничего не понимает и во всем запутался». А дед мудр, умеет любить и знает все ответы, он жил интересной жизнью. Дед счастлив).
Справедлива ли самооценка, данная рассказчиком самому себе(пр.26-37)?
(Не любит ОНА; он сам себя НЕ любит: средний, серый; да, рассказчик искренен, самокритичен)
О каких полётах говорит дед в ответ?
(Мечта, окрыленность, успех, уверенность в себе)

Анализируем текст

Как вы понимаете мысль деда о звездах и надежде на звездное небо?    (Звезда –

Слайд 17











прием противопоставления, а отсюда:
а) ощущение одиночества;
б) ощущение серости жизни (даже

зрительно образы мышей, слонов, собаки – серые)
в) противоречивые поиски собственного «я»:
«шмыгаю я, дед» (мышь) – стремление быть мелким, незаметным;
«моя жизнь – ожидание кости» (собака) – ожидание случайных знаков внимания любимой, подачек судьбы, недоверие к людям).

ЩЕНОК

СЛОНЫ

СОБАКА

МЫШИ




Анализируем текст

прием противопоставления, а отсюда:а) ощущение одиночества;б) ощущение серости жизни (даже зрительно образы мышей, слонов, собаки –

Слайд 18Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55:
(39)Моя жизнь – ожидание

кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)- Шутишь, дед, какие объявления?
(43)- Продаётся собачья шкура.
(44)- А если придут за шкурой?
(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)- Зачем мне скрипка, дед?
(47)- Станешь играть любимой.

Каков иносказательный смысл советов деда?
Не принимать подачки, не пресмыкаться и не озлобляться, сохранять чувство собственного достоинства.
Сделать любовь подвигом
самоотверженности, самопожертвования.
Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55:(39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я

Слайд 19(Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна).
Градация: Он мой остров,

мой материк, моя Земля: (твердая опора, спасительное убежище)
Обратимся к вопросам. на которые внук так и не получил ответа:
(10)- Дедушка, есть осенние люди? (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди?
Почему дед не дал на них ответа, как, впрочем, и на ряд других?
(Он считал, что внук САМ должен думать
и размышлять, решать вопросы
смысла жизни
любви
самоопределения и т.д.)

Как возникает в рассказе мотив ностальгии?

(Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна). Градация: Он мой остров, мой материк, моя Земля: (твердая опора,

Слайд 20(65)- Ой, дед, завидую я тебе.
(66)- Это не так уж и

плохо, я интересно жил.
(67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

Каков смысл 69-70 предложений?
(У рассказчика масса нерешенных проблем, и обращение к памяти, переосмысление сказанного дедом поможет ему их решить: повторы и композиционный стык усиливают эту мысль)
Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир после осознания этого?
(Открытая форточка – окно в мир, к людям)
Как дополняет данную мысль эта пара слов : шмыгаю – заорал?
(Рассказчику захотелось быть услышанным, понятым, замеченным).

Анализируем финал рассказа

(65)- Ой, дед, завидую я тебе.(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.(67)- Дедушка, а

Слайд 21«Мой умный, добрый, осенний дед!» - кричит рассказчик. Следовательно, он уже

нашел ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору?

(Мудрый, всё изведавший, всё знающий: «Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел»).
(Осень, пожалуй, и есть время ответов. Как и человеческая, с годами приходящая мудрость).
Есть ли уверенность в том, что внук научится летать?
(Безусловно. Дедовские уроки дадут силу и ему стать крылатым).
Выводы: именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «Я». И как важно, когда рядом мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире.

Автор использует психологический метод, основанный на идее движения, названный Чернышевским Н.Г. "диалектикой души". (ДИАЛЕКТИКА ДУШИ - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.).
(«Словарь литературоведческих терминов» под редакцией С.П.Белокуровой)
«Мой умный, добрый, осенний дед!» - кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашел ответ на свои вопросы об

Слайд 22Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть