Презентация, доклад по русскому языку на тему: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения Бережное отношение человека к природным ресурсам

Содержание

Словарная работаРассуждение - это…тип речи, посредством которого в тексте излагаются причины явления, события.

Слайд 1Подготовка к написанию сочинения – рассуждения «Бережное отношение человека к природным

ресурсам»

К уроку русского языка в 8 классе

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения  «Бережное отношение человека к природным ресурсам»К уроку русского языка в

Слайд 2Словарная работа
Рассуждение - это…
тип речи, посредством которого в тексте излагаются причины

явления, события.
Словарная работаРассуждение - это…тип речи, посредством которого в тексте излагаются причины явления, события.

Слайд 3Структура сочинения-рассуждения
Вступление - тезис
Основная часть – доказательства (аргументы) (1,2)
Заключение - вывод

Структура сочинения-рассужденияВступление - тезисОсновная часть – доказательства (аргументы) (1,2)Заключение - вывод

Слайд 4Чтение текста А.В. Чапковского

Чтение текста А.В. Чапковского

Слайд 5Работа с текстом
тема
основная
мысль
то, о чем (или о ком) говорится

в тексте:
круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п.

то главное, что хотел сказать автор текста

Работа с текстомтемаосновная мысль то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем,

Слайд 6Тезис -
- вступление, которое мы обосновываем;
- мысль (утверждение, суждение),

требующая доказательства.


Одно-два предложения.
Тезис - - вступление, которое мы обосновываем; - мысль (утверждение, суждение), требующая доказательства. Одно-два предложения.

Слайд 7Речевые клише для вступления (тезиса)
Автор текста приглашает читателя к размышлению над

вопросом…
Я считаю, что мысль автора данного текста заключается в том, что ..
В своём тексте автор поднимает проблему (вопрос) …
Речевые клише для вступления (тезиса)Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…Я считаю, что мысль автора данного

Слайд 8Основная часть
аргумент
комментарий
- довод, приводимый в качестве доказательства тезиса
- пояснение довода,

аргумента
Основная частьаргументкомментарий - довод, приводимый в качестве доказательства тезиса- пояснение довода, аргумента

Слайд 9Речевые клише для оформления аргумента
Во-первых, …
В предложении № ... говорится

о ... Это свидетельствует о том, что ..., (это позволяет судить о том, что ..., это говорит о том, что ...)
Предложение № … подтверждает мысль автора…
и т.п.



Речевые клише для оформления аргументаВо-первых, … В предложении № ... говорится о ... Это свидетельствует о том,

Слайд 10Высказывания великих людей
«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой».
Альберт

Швейцер, философ, врач и музыкант
«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром».
Александр Иванович Герцен
Высказывания великих людей«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой». Альберт Швейцер, философ, врач и музыкант«Грандиозные вещи

Слайд 11Высказывания великих людей
«Человек — служитель и истолкователь природы».
Фрэнсис Бэкон, философ

XVI в.
«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побеждённый, а победитель. Много придётся выложить победителю, чтобы побеждённый окончательно не протянул ноги».
Василий Михайлович Песков, советский писатель, тележурналист, фотокорреспондент
Высказывания великих людей«Человек — служитель и истолкователь природы». Фрэнсис Бэкон, философ XVI в.«Человек победил природу, но это

Слайд 12Заключение (вывод)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - это вывод по тезису, умозаключение.
Должно соотноситься с

утверждением, высказанным в начале.

Заключение (вывод)ЗАКЛЮЧЕНИЕ - это вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале.

Слайд 13Речевые клише для заключения (вывода)

Подводя итог всему вышесказанному, ...
Проанализировав два аргумента,

можно прийти к выводу, что ...
Таким образом, можно сделать вывод, что...
Текст автора заставляет задуматься о…
и т.д.

Речевые клише для заключения (вывода)Подводя итог всему вышесказанному, ...Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что ...

Слайд 14Примеры работ
Бобова Валентина Иннокентьевна, учитель МОУ СОШ № 30

Вода – это

колоссальное богатство, дающее жизнь всему живому. Там, где есть вода, жизнь превращается в сад. Но человек не замечает ее, не замечает, каким богатством он владеет.
Автор своим проблемным рассуждением пытается донести до нас простую истину: нужно учиться защищать воду, потому что над ней, а значит и над планетой Земля, нависла угроза загрязнения, которая несет гибель всему живому. Сейчас появляются первые симптомы заболевания. И если человечество не примет меры, вода из эликсира жизни превратится в эликсир смерти. И все живое погибнет. Могут ли сбыться мрачные предсказания? На этот риторический вопрос автор дает однозначный ответ: «Да! Если мы будем безразличны к воде».
А. Чапковский приводит достаточно аргументов в защиту воды. Что все сокровища мира в сравнении с водой! Стакан воды становится дороже несметных богатств.
И только тогда человек начинает понимать, что защита окружающей среды – это главная задача человечества.
Человек должен научиться любить окружающий мир, видеть в нем прекрасное. Этому нас должна учить литература. Открывай томик рассказов К. Паустовского, и ты увидишь «необычное в обычном». Его природа удивительна, жива, осязаема, зрима … Писателю достаточно одной фразы, чтобы передать прелесть окружающего мира. И ты с удивлением восклицаешь: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Прекрасны леса, речонки, веточка рябины и капля росы на траве … Надо только увидеть, надо только услышать, и мир наполнится звуками, красками… Но всего этого могло бы не быть, если бы не вода.

Примеры работБобова Валентина Иннокентьевна, учитель МОУ СОШ № 30Вода – это колоссальное богатство, дающее жизнь всему живому.

Слайд 15Примеры работ
Овсянникова Ольга, ученица МОУ СОШ № 1

Что такое вода? Прозрачная

жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха? Простая «Н2О»? Или вещество, которое присутствует в составе любого организма? Вода – источник жизни на Земле.
В своей статье А. Чапковский поднимает проблему загрязнения воды.
Он пишет о том, как важно сохранить чистоту воды, воздуха, всей природы. Автор говорит, что стакан обыкновенной воды для мучающегося от жажды «дороже несметных сокровищ». Безусловно, самое большое богатство на нашей планете – чистая вода.
Позиция автора отражается в каждом слове очерка: он убедительно доказывает жизненную необходимость наличия воды на планете, изображает пустынные картины будущего, которое накажет нас, если мы сейчас не позаботимся о «живительной влаге». Автор называет воду «колоссальным богатством» и четко дает понять, что только с приходом воды «появляется жизнь», имеющая будущее.
Не могу не согласиться с позицией автора прежде всего потому, что ответ на вопрос, какой будет планета, зависит от меня.
В то же время бездействие властей по этому вопросу дает о себе знать. Практически в каждом регионе, где есть внутренние воды, есть и проблема их загрязнения.
Однако далеко не все так равнодушно относятся к окружающей нас природе. Существует масса не только общероссийских, но и всемирных организаций, занимающихся охраной окружающей среды. Многие знаменитые люди делают внушительные пожертвования в фонды этих организаций, что позволяет видеть примеры неравнодушия к будущему мира.
Прочитав очерк А. Чапковского, я не могу остаться равнодушной к проблеме, которую поднял автор в этом тексте. А вдруг все негативные прогнозы сбудутся? Я считаю, что с этой проблемой можно бороться. И бороться коллективно. Если мы будем придерживаться принципиальной позиции, то, безусловно, добьёмся результатов. Ведь будущее нашей планеты зависит только от нас самих.

Примеры работОвсянникова Ольга, ученица МОУ СОШ № 1Что такое вода? Прозрачная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни

Слайд 16Примеры работ
Еременко Лидия Федоровна, учитель МОУ СОШ № 2

Какое значение имеет

вода в жизни человека? Как люди относятся к этому природному богатству? Почему они так бездумно используют «эликсир жизни», превращая его в «эликсир смерти»? Что ждет человечество в недалеком будущем?
Над этими проблемами размышляет в своем очерке А. Чапковский.
Автор пишет о том, что, подарив людям воду, природа дала нам в руки колоссальное богатство. «Что по сравнению с ним клады и сокровища, золото и драгоценные камни?».
Действительно, проблема разумного использования воды, «эликсира жизни», давно стоит не только в нашей стране, но и на всей планете. Ведь запасы пресной воды все меньше. Да и та вода, которая пока имеется, отравляется сточными водами.
Позиция автора отражается буквально в каждом слове очерка. Он между строк призывает людей: «Научись защищать воду, потому что над ней нависла угроза – загрязнение». А. Чапковский приводит примеры потрясающих фактов: масляные пятна на поверхности воды, медленное умирание рек и озер и всего обитающего в них. Лексический повтор «умрет», метафора «эликсир жизни», используемые публицистом, заставляют нас задумываться о серьезности проблемы. А страшные картины будущего нашей планеты из произведений писателей – фантастов заставляют задумываться о том, что мы оставляем детям и внукам.

Мне близка позиция автора. Да и как может быть иначе? Ведь уже наше поколение ощущает на себя губительное действие советских призывов: «Повернем реки вспять». А отношение к природе как к «мастерской», в которой человек «работник»? То, что «человек шагает по планете» бездумно, по - варварски, уже привело нас к экологической катастрофе.
Наша река Ея, которая несет воды в Азовское море, которая дала название курортному городу Ейску, которая в недалеком прошлом была судоходной (!), стала не только заиленной, но и опасной для купаний.
Наконец, лето 2008 года показало нам, к чему приводит «хозяйственная деятельность» человека, какие глобальные изменения в климате уже произошли и происходят, что осталось от наших легкоструйных степных рек и речушек….
Итак, прочитав очерк А. Чапковского, я еще острее стала чувствовать тревогу за судьбу не только наших рек, озер, но и за всю природу в целом.

Примеры работЕременко Лидия Федоровна, учитель МОУ СОШ № 2Какое значение имеет вода в жизни человека? Как люди

Слайд 17Домашнее задание
черновик сочинения – рассуждения
(в таблице) – стр. 171 упр.269

Домашнее заданиечерновик сочинения – рассуждения (в таблице) – стр. 171 упр.269

Слайд 18Интернет - ресурсы
https://yandex.ru/images/search
http://sakhalife.ru/startuet-viii-respublikanskaya-ekologicheskaya-aktsiya-priroda-i-myi/


Интернет - ресурсыhttps://yandex.ru/images/searchhttp://sakhalife.ru/startuet-viii-respublikanskaya-ekologicheskaya-aktsiya-priroda-i-myi/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть