Слайд 2Орфографическая разминка
В каком ряду во всех словах пишется ь ?
младшая доч…,
овощ…ной магазин;
густая рож…, борщ.. горяч…;
понёсся вскач…, съеш…те мороженое;
обжеч… руку, выйти замуж…
В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
под..рить, предл…жить,
ун…верситет;
м..лчание, насл…ждаться,
р…птание;
выб…ру, с…лдат, б…сой;
м…ссионер, зам…ститель.
к…саться.
Слайд 3Расскажите об обособлении определений и приложений
Обособляются:
1.Определения и приложения , относящиеся к
личному местоимению
2.Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного
3.Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного
4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение
Слайд 4 Чем выражены обособленные определения?
1.Причастным оборотом
2.Прилагательным с зависимым словом
3.Одиночными прилагательными
Слайд 51. Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
2. Мелкий дождь предвестник
осени кропит землю.
3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно.
4. Мы врачи обязаны лечить людей.
5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
6. Река пенилась вздымая валы.
7. Был зимний день ясный и морозный.
8. Листья падая шепчутся.
9. Задачу я решил шутя.
10.Серёжа бежал сломя голову.
Обособленные определения и приложения
Слайд 6Обособленные определения
1. Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
,
,
3. Перепачканный
краской малыш выглядел смешно.
,
7. Был зимний день ясный и морозный.
,
1
3
7
Слайд 7Обособленные приложения
2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
,
,
4. Мы врачи обязаны
лечить людей.
,
,
5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
,
,
2
4
5
Слайд 8Знаки препинания служат нотами при чтении .
А.П.Чехов
Слайд 9Лодорский водопад
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя,
дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Роберт Саути.
Слайд 10Тема урока:
«Обособленные обстоятельства.»
Слайд 11Река пенилась, вздымая валы.
Листья падая шепчутся.
,
,
Слайд 12
Цели:
-ещё раз вспомнить…
-более подробно познакомиться с правилами….
-уметь находить ошибки… и исправлять…
-
подготовиться к …
Цели урока:
Слайд 13Обособляются обстоятельства:
С предлогом несмотря на, невзирая на
Несмотря на поздний час, было
душно.
Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, вопреки, согласно, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие ( с целью усиления).
Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море.
Слайд 14Не обособляются:
Фразеологические обороты
спустя рукава, сломя голову и т.д.
Мы работаем спустя
рукава.
2.Наречия стоя, лежа, молча, нехотя,
шутя, не глядя и др.
Перевозчик греб стоя.
Слайд 15Обособление обстоятельств.
Обособляются:
1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия
2.С предлогом несмотря на, невзирая на
3.С
производными предлогами благодаря, вопреки, согласно, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие ( с целью усиления)
Не обособляются:
1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия
2.Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
Слайд 16Закрепление:
Чиркнула спичка, на секунду осветив комнату.
Читать лежа вредно.
Я говорил,
а она шла молча.
Несмотря на уговоры, мы решили остаться дома.
Авиарейсы, вследствие плохой
погоды, были отменены.
Она слушала затаив дыхание.
Ручей, журча, струится по камням.
Слайд 18«Своя игра»
Обособленные обстоятельства
Слайд 19Теория
100
Что такое обособление?
Смысловое или интонационное выделение членов предложения для
того, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании.
Слайд 20Теория
200
Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Одиночным деепричастием
Деепричастным оборотом
Существительным с
производным предлогом
Слайд 21Теория
300
Когда обстоятельства обособляются?
1.Деепричастные обороты и одиночные обстоятельства
2.С предлогом несмотря на,
невзирая на
3.Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, вопреки, согласно, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие ( с целью усиления).
Слайд 22Теория
400
Когда обстоятельства не обособляются?
Не обособляется
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ С ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
ДЕЕПРИЧАСТИЕ,
ПЕРЕШЕДШЕЕ В НАРЕЧИЕ
Слайд 23Теория
500
Употребление. Культура речи.
Что надо помнить
об употреблении обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом?
Основное и добавочное действие выполняет один предмет.
Слайд 24Умный редактор
100
Перейдя в 9-й класс, у нас появился новый предмет.
Когда мы
перешли в 9-й класс, у нас
появился новый предмет.
Слайд 25Умный редактор
200
Стоя у дверей в гостиную, ему был ясно слышен их
разговор.
Стоя у дверей в гостиную, он ясно слышал
их разговор.
Слайд 26Умный редактор
300
Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не
забудут.
Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
Слайд 27Умный редактор
400
На катке всегда весело скользишь по льду, но, накатавшись, болят
ноги.
На катке всегда весело скользишь по льду,
но, когда накатаешься (после катания),
болят ноги.
Слайд 28Умный редактор
500
После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие
годы.
После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.
Слайд 29В шаге от ОГЭ
100
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
обозначающие обособленное обстоятельство?
Рассыпавшись(1) по кораблю (2) матросы моют(3) и скребут палубу
2
1,2
2, 3
1
Слайд 30В шаге от ОГЭ
200
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Листья(1)падая(2) шепчутся(3)прощаясь навек.
1
1, 2
2, 3
1, 2, 3
Слайд 31В шаге от ОГЭ
300
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Мы(1)несмотря на поздний час(2) отправились на прогулку.
1) 1, 2
2) 1
3) 2
4) Запятая не нужна
Слайд 32В шаге от ОГЭ
400
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Каштанка(1) вскочив(2) присела на все четыре лапы(3) и (4) протягивая к коту морду(5) залилась громким лаем.
3, 5
1, 2, 3, 4, 5
1,2, 3, 5
1, 2, 4, 5
Слайд 33В шаге от ОГЭ
500
В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Роща (1) весело шумя (2) расступилась (3) открывая (4) залитый солнцем простор и подёрнутые голубоватой дымкой (5) дали.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 4, 5
3) 3, 4, 5
4) 2, 4, 5
Слайд 35Закончи стихотворение
100
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, ……………………..
махая крылом,….
(А.С.Пушкин. Узник)
Слайд 36Закончи стихотворение
200
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,………
Блестя на солнце, снег лежит.
(А. С
.Пушкин. Зимнее утро)
Слайд 37Закончи стихотворение
300
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как
ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил,………
ворча сердито,
Кусая длинный ус.
(М. Ю. Лермонтов. Бородино)
Слайд 38Закончи стихотворение
400
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
…………………………………..
По
лазури весело играя.
(М. Ю. Лермонтов. Утёс)
Слайд 39Закончи стихотворение
400
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
…………………………………..
По
лазури весело играя.
(М. Ю. Лермонтов. Утёс)
Слайд 40Закончи стихотворение
500
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мёртвую
ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
…………………………………..
К полудню растопясь от зною.
(А. С. Пушкин. Анчар)
Слайд 41В трёх шагах от ЕГЭ
100
Выберите правильное продолжение предложения.
Празднуя Масленицу,
первый её день
заканчивался традиционной русской забавой – кулачным боем.
весело загорелось соломенное чучело на площади.
народ наделил её такими звонкими эпитетами, как «широкая», «честная», «весёлая».
нередко устраивались коллективные застолья – братчины.
Слайд 42В трёх шагах от ЕГЭ
200
Выберите правильное продолжение предложения.
Изучая историю Отечества,
меня не
покидало чувство беспокойства.
экзамен был сдан успешно.
нельзя не отметить выдающуюся роль отдельных личностей в его судьбе.
мой ответ заслужил отличную оценку.
Слайд 43В трёх шагах от ЕГЭ
300
Выберите правильное продолжение предложения.
Отмечая юбилей А. П.
Чехова,
мне нравятся его рассказы.
его рассказы очень лаконичны и содержательны.
нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всём мире.
уроки литературы интересны.
Слайд 44В трёх шагах от ЕГЭ
400
Выберите правильное продолжение предложения.
Готовясь к Олимпиаде-2014,
мяч влетел
в ворота английской команды.
строительство олимпийских объектов в Сочи набирает силу.
нашим спортивным командам необходимо упорно тренироваться.
футбольное поле поражает всех своими размерами.
Слайд 45В трёх шагах от ЕГЭ
500
Выберите правильное продолжение предложения.
Изучая русскую поэзию первой
половины 19 века,
мне понравилось стихотворение Е. Баратынского
Е. Баратынский пленил меня прелестью звучания поэтических строк.
обратите внимание на стихотворение Е. Баратынского.
сборник стихотворений Е. Баратынского произвёл на меня неизгладимое впечатление.
Слайд 46Подведем итоги
Что мы сегодня повторили на уроке?
- Как вы думаете, почему
эпиграфом к нашему уроку послужили слова А.П.Чехова: « Знаки препинания служат нотами при чтении»?
Слайд 47Напишите мини-сочинение на тему «Весна», используя обособленные члены предложения.