Слайд 1МБОУ «СОШ №1 ст.Архонская»
Сочинение по картине
Т.Н. Яблонской«Утро»
(презентациия к уроку русского
языка в 6 классе
по учебнику М.Т . Баранова)
Подготовила
Чехоева Н.З.
учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Цели урока
Познакомиться с особенностями художественного описания (описа-ния помещения);
подготовиться к описанию картины
Т.Н. Яблонской «Утро».
Слайд 3Повторение
Что вы описывали в своих сочине-ниях в 5 классе?
Чем различаются научные
и худо-жественные описания?
Какие из описаний прошлого года вам запомнились? Чем?
Можно ли в художественном стиле описать помещение?
- Какие художественные описания предметов вам встречались ? В чём их особенности?
Слайд 4Вступительное слово о художнице и её картинах
Татьяна Ниловна Яблонская
(1917 – 2005) – известный мастер
советской живописи, заслуженный
деятель искусства Украинской ССР,
лауреат Государственной премии.
Татьяна Ниловна изображала на
своих полотнах простых людей, их
труд, очень любила писать детей.
Татьяна Ниловна
Яблонская
Слайд 5
Картины у Татьяны Ниловны
не похожи
одна на другую; бывает, поставишь рядом и
удивишься: неужели их писал один худож-
ник?
Художник-живописец рассказывает о ми-
ре, в котором мы живём, красками на холсте.
Но художник не только повторяет красками
то, что видит. Глядя на картину, мы понима-
ем, как относится художник ко всему, о чём
рассказывает. Картина открывает нам мысли
художника, его чувства.
«Тишина» рассказывает, с чего начинается работа
художника. Художник всматривается в раскинувшийся вокруг мир,
слушает волнение своего сердца.
Слайд 7
«Прекрасный труд на прекрасной земле», - говорит Т.Н. Яблонская
про крестьянскую
работу. И люди, которые выполняют эту работу,
кажутся ей необыкновенными, прекрасными людьми.
Слайд 8
Это вообще село, вообще девочки, вообще лето…
Это наше общее лето…
Слайд 9
Картина «Жизнь» о том, что старуха
долгую жизнь прожила, и
прожила не зря, о том, что у внука вся жизнь впереди, нужная людям
жизнь. Сошлись то, что было, и то, что впереди, прошлое и будущее.
Слайд 10
На земле весна. От края до края
холста зеленеет молодая трава.
Юноша смотрит в маленькое озерко, точно оттуда, из глубины, услы-
шит какие-то важные слова.
Слайд 11На зарядку становись
Слова: Яков Белинский
Поздно утром только сони
Спят, свернувшись
калачом,
Мы встаём, лишь солнце тронет
Нас своим косым лучом.
Рассчитайся по порядку,
Снова солнцу, снова солнцу улыбнись!
Рассчитайся по порядку,
На зарядку, на зарядку становись!
На зарядку, на зарядку,
На зарядку, на зарядку
становись!
Слайд 12Картина Т.Н. Яблонской «Утро»
Картина «Утро»
(1954 г.) – это рас-
сказ о красоте наших будней. Художни-
ца учит нас видеть прекрасное в том
простом и обыденном, что нас окружа-
ет и что мы далеко не всегда замечаем.
Ясное солнечное утро. Лучи солнца
врываются в комнату через распахну-
тую дверь и окно и освещают девочку,
которая только что встала и делает за-
рядку. Мы с удовольствием смотрим на
стройную, лёгкую фигурку девочки, за-
мечаем простоту и изящество её движе-
ний. Всё как будто незатейливо в этой
картине. На самом деле всё в ней про-
думано и помогает художнице раскрыть
свой замысел.
Слайд 13Фрагмент картины Т.Н. Яблонской
«Утро»
Слайд 14Фрагмент картины Т.Н. Яблонской
«Утро»
Что изображено на картине?
Какое это время года?
Как вы это определили?
- Что делает девочка?
Как характеризует эта комната её хозяйку?
Глядя на эту комнату, полную света и
воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хоро-
ша наша будничная жизнь и проникаемся
радостным настроением.
Слайд 15Самопроверка
упражнения № 176
Эстамп на стене,
в кашпо* цветы резеды, отрывной кален-дарь, льняной скатертью, длин-ной бахромой, в глиняном гра-фине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, пар-кетный пол, деревянную кро-вать, выход на балкон, огра-дительная решётка, прекрас-ную квартиру, абажур под по-толком.
Слайд 16Описание комнаты
1. пол: паркетный;
2. потолок: высокий, абажур под потолком;
стены:
эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;
4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная
дверь на балкон, оградительная решётка, карниз
над окном, выход на балкон;
5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.
Слайд 17Словарная работа
Эстамп-картина-оттиск, сни-мок с гравюры.
Кашпо-декоративная ваза для цветочного горшка.
Резеда-садовое травянис-тое
растение с конусо-образными пахучими цвет-ками (соцветиями).
Слайд 18Возможный план сочинения-описания
I.Татьяна Ниловна Яблонская —
известный мастер живописи.
II.Утро.
III.Комната девочки:
1.помещение;
2.мебель;
3.украшения.
IV.Девочка.
V.Впечатление от
картины
Слайд 20Литература
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6
класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
2. Обучение русскому языку в 5 – 6 классах: Метод. указания к учеб. Пособие для учителя / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова и др.; Сост. М.Т. Баранов. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1986.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.
4. В.Порудоминский. Солнечная высота: для младшего школьного возраста. – М.: «Малыш», 1987.