Презентация, доклад по русскому языку на тему Причастие

Содержание

Цель урокаПознакомить учащихся с характеристикой особой формы глагола – причастием;Помочь уяснить отличительные признаки причастия;Приступить к формированию навыка употребления причастий в речи.

Слайд 1Причастие

Причастие

Слайд 2

Цель урока

Познакомить учащихся с характеристикой особой формы глагола – причастием;
Помочь уяснить

отличительные признаки причастия;
Приступить к формированию навыка употребления причастий в речи.

Цель урокаПознакомить учащихся с характеристикой особой формы глагола – причастием;Помочь уяснить отличительные признаки причастия;Приступить к формированию навыка

Слайд 3Ход и содержание урока
Мы уже знаем о специфике употребления в

речи таких глагольных форм, как неопределенная и личная.
Попробуем ответит на вопрос – почему она называется «особая»?

Ход и содержание урока Мы уже знаем о специфике употребления в речи таких глагольных форм, как неопределенная

Слайд 4Организация наблюдений
Анализов примеров
Знакомый лечащий врач, большая застекленная веранда, желтые опавшие

листья.
В наших примерах первое слово – прилагательное, а второе – причастие. Составим таблицу и выясним, чем они похожи.
Почему же причастие – особая форма глагола?
Организация наблюдений Анализов примеровЗнакомый лечащий врач, большая застекленная веранда, желтые опавшие листья.В наших примерах первое слово –

Слайд 5
Причастие как особая форма глагола
какой? какая? какое? какие?

Признаки
прилагательного
Признаки


глагола

Обозначает признаки предмета
Изменяется по родам, по числам, падежам, согласуясь с определяемым сущ.

Переходность и непереходность действия
Совершенный и несовершенный вид
Настоящее и прошедшее время


Причастие как особая форма глагола какой? какая? какое? какие?Признаки прилагательного Признаки глаголаОбозначает признаки предмета Изменяется по родам,

Слайд 6Склонения причастий (по родам, числам, падежам)
прилагательное
причастий
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Хороший мальчик

Хорошего мальчика

Хорошему мальчику

Хорошего мальчика

Хорошим

мальчиком

(о) хорошем мальчике


Читающий мальчик

Читающего мальчика

Читающему мальчику

Читающего мальчика

Читающим мальчика

(о)читающем мальчике

Склонения причастий (по родам, числам, падежам)прилагательное причастий И.пР.пД.пВ.пТ.пП.пХороший мальчикХорошего мальчикаХорошему мальчикуХорошего мальчикаХорошим мальчиком(о) хорошем мальчикеЧитающий мальчик Читающего

Слайд 8Действительные и страдательные причастие










1
2
2
1
Земля, нагреваемая солнцем
1
2
Страд. прич.
Солнце нагревающее землю
1
2
Действ. прич.

Действительные и страдательные причастие1221Земля, нагреваемая солнцем12Страд. прич.Солнце нагревающее землю12Действ. прич.

Слайд 9Действительные причастие настоящего времени
-ущ- (-ющ-) I спр.
-ащ- (-ящ-) II спр.
основа

Глагола
наст. вр. несов. вида


неопр. ф. глаг.
Плакать ( I спр.)


наст. в. несов. в.
Плачут + -ущ-


Плачущий

неопр. ф. глаг.
Любить ( II спр.)


наст. в. несов. в.
Любят + -ящ-


Любящий

Исключения:
брезжить брезжущий


Действительные причастие  настоящего времени -ущ- (-ющ-) I спр.-ащ- (-ящ-) II спр.основа Глаголанаст. вр. несов. виданеопр. ф.

Слайд 10Действительные причастия прошедшего времени

+

Основа
глагола неопр.ф.
(нач.ф.глагола)
-вш-
(от глаголов с основной

на гласный)

-ш-
(от глаголов с основной на согласный, на –ти и на –чь, чередующийся Сг,н)

неопр. ф. глаг.
Выдержать + -вш- выдержавший

неопр. ф. глаг.
Увидеть + -вш- увидевший


Нести + -ш- нёсший


Увлечь + -ш- увлёкший

Действительные причастия  прошедшего времени+ Основаглагола неопр.ф.(нач.ф.глагола) -вш- (от глаголов с основной на гласный)-ш-(от глаголов с основной

Слайд 11Страдательные причастие настоящего времени
-ем- I спр.
-им- II спр.
основа Глагола
наст. вр.

несов. вида


неопр. ф. глаг.
читать ( I спр.)


наст. в. несов. в.
читает + -ем-


читаемый

неопр. ф. глаг.
Любить ( II спр.)


наст. в. несов. в.
Любит + -им-


Любимый

Исключения: движимый (от старого глагола движити)

Страдательные причастие  настоящего времени -ем- I спр.-им- II спр.основа Глаголанаст. вр. несов. виданеопр. ф. глаг.читать (

Слайд 12Страдательные причастия прошедшего времени

+

Основа
глагола неопр.ф.
(нач.ф.глагола)
-анн-, -янн-
(от

глаголов на –ать, -ять)

-енн-
(от глаголов на –еть, -ить, -ти, -чь)
-т-

неопр.ф.гл
Указать + -АНН- указанный
Затеять + -ЯНН- затеянный
Видеть + -ЕНН- виденный
Изранить + -ЕНН- израненный
Вывезти + -ЕНН- вывезенный
Унять + -Т- унятый

Страдательные причастия  прошедшего времени+ Основаглагола неопр.ф.(нач.ф.глагола) -анн-, -янн-  (от глаголов на –ать, -ять)  -енн-

Слайд 13ІІІ Закрепление.
Из упр. 89 выписать причастия. Слова записать столбиком: (помогающий,

придуманный, услышавший, сказанные).

IV. Продолжение знакомства с новыми сведениями

Причастия бывают действительные и страдательные.
Если действие совершает сам предмет, то причастие называется действительным;

ІІІ Закрепление. Из упр. 89 выписать причастия. Слова записать столбиком: (помогающий, придуманный, услышавший, сказанные).IV. Продолжение знакомства с

Слайд 143. Если предмет испытывает действие другого лица , то причастие называется

страдательным

4. Действительные и страдательные причастия имеют настоящее и прошедшее время, их можно узнать по суффиксам.
Обратимся к таблице.

3. Если предмет испытывает действие другого лица , то причастие называется страдательным4. Действительные и страдательные причастия имеют

Слайд 15Организация наблюдения.
Найти суффиксы записанных причастиях (упр.

89) и определить, к какой группе они относятся, написать залог и время.
Чтение учебника на стр. 41.42

V. Закрепление
Выполнение разноуровневой заданий.
1-й уровень (группа «Г») – упр. 206 (от данных глаголов образовывать возможные формы причастие)
2-й уровень (группа «В») – упр. 207 (от данных глаголов образовывать страдательные причастие наст. времени)
3-й уровень (группа «Б») – упр. 208 (от данных глаголов образовывать страдательные причастие прошед. времени)
4-й уровень (группа «А») – упр. 205 (прочитать текст, составить план, изложить основную информацию по плану)
Организация наблюдения.     Найти суффиксы записанных причастиях (упр. 89) и определить, к какой группе

Слайд 16 2. Проверка заданий.
3. Коллективное упр. 210.211

4. Объяснение домашнего задание
Самостоятельное усвоение теоретического материала.
1 - группа – подготовить сообщение на тему «Краткие причастие в роле сказуемого»
2 - группа – подготовить сообщение на тему «Понятие о причастном обороте»
2. Проверка заданий.  3. Коллективное упр. 210.211  4. Объяснение домашнего задание Самостоятельное усвоение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть