Слайд 1Сказка о падежах
Урок русского языка в 5 классе
Слайд 2Объясните постановку ь
Помощь
Ночь
Мощь
Образуйте от 1 слова существительное, взяв суффикс у слова
ученик.
От двух других – прилагательные, взяв суффикс у слова длинный.
Помощник
Ночной
Мощный
Почему в новых словах исчез ь?
Слайд 3Можно ли назвать эти слова предложением?
А, начать, сказка, с, присказка.
Как можно
превратить их в законченную мысль?
Сочините предложение.
А начали сказку с присказки.
Как изменились исходные существительные?
Определите тему нашего урока.
Слайд 4Падежные окончания имён существительных.
Цели:
Повторить падежи имён существительных.
Повторить правописание безударных окончаний имён
существительных.
Развивать интерес к изучению родного языка.
Слайд 5Сочинение сказки о падежах.
В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся
Лингвиния, жили-были 6 братьев-падежей…
Первый назывался именительным, отвечал на вопросы и давал имена предметам и лицам:
Кто? Ученик, кошка. Что? Дом, озеро.
Запишем:
И.п. кто? кошка что? озеро
Слайд 6Сочинение сказки о падежах
А второго звали родительный. Потому что он называл
родителей чего-то или кого-то: куст (чего?) рябины,
ружьё (кого?) дедушки.
Запишем:
Р.п. (кого?) кошки, (чего?) озера
Слайд 7Сочинение сказки о падежах
Третий гордо именовался дательный, хотя ничего никому не
давал, но знал (к кому?) к маме, к брату, (к чему?) к озеру, к весне.
Запишем:
Д.п. (кому?) кошке, (чему?) озеру
Слайд 8Сочинение сказки о падежах
Винительный, четвёртый брат, приглашал повиниться (кого?) брата, ученика,
собачку, а иногда увидеть (что?) солнце, звёзды, корабль.
Запишем:
В.п. (кого?) кошку, (что?) озеро
Слайд 9Сочинение сказки о падежах
Пятый брат, творительный, любил мастерить (чем?) пилой, топором,
иглой, гордиться (кем?) другом, учеником, ребёнком.
Запишем:
Т.п. (кем?) кошкой, (чем?) озером
Слайд 10Сочинение сказки о падежах
Предложный без предлога не мог существовать и всё
вздыхал (о ком?) о подружке, о щенке, (о чём?) о каникулах, о лете.
Запишем:
П.п. ( о ком?) о кошке, (о чём?) об озере
Слайд 11Как же управляют падежными окончаниями существительных братья-падежи?
Вставим пропущенные окончания существительных и
недостающие знаки.
Присказки.
Присказка оч…ровывает, дразн…т. Начинается сказка от сивк…, от бурк…, от вещей каурк… На мор…, на океан…, на остров… Буян… стоит бык печёный, возле него лук толчёный.
Слайд 12Вставим пропущенные окончания существительных и недостающие знаки.
- Бабушка Арина
куда ты ходила?
В новую деревню.
Что в новой деревне?
Утка в юбк.. селезень в кафтан… корова в рогож…, нет её дороже.
Подытожим нашу работу.
Слайд 13Е и И в безударных окончаниях существительных
Слайд 14Грамматические задачи
Определите склонение и падеж существительных и вставьте гласную в окончание.
Висит на ветк… и на ветв…; смотрит с ёлк… и ел…; видит на опушк… и в проруб…; счастье в любв… и в свобод…
2. Поставьте глагол и существительное в нужную форму. Объясните окончания.
Герои (сказка) (не бояться) (немощь, нечисть, смерть).
Слайд 15Домашнее задание
Стр. 47 – таблица (выучить)
Упр. 48
Слайд 16Интернет – ресурсы:
Божья коровка:
http://gifsgifsparavoce.files.wordpress.com/2012/02/abelhinha031.png?w=630
Цветок:
http://img.jogtheweb.com/users_avatars/avatarOdkDcQpW9WgQ
Шаблон сделан в программе Adobe
Photoshop