Презентация, доклад по русскому языку на тему: ССП, знаки препинания в них

Содержание

Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с приставками при- и пре-. 1.Кто к нам на Русь с мечом …, тот от меча и погибнет. (Александр Невский.)2) И дым Отечества нам сладок и …. (Грибоедов.)

Слайд 1ССП, знаки препинания в них.
9 А классе МАОУ СОШ №

6
г. Холмск Сахалинской области
ССП, знаки препинания в них. 9 А классе МАОУ СОШ № 6г. Холмск Сахалинской области

Слайд 2 Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с приставками при- и

пре-.

1.Кто к нам на Русь с мечом …, тот от меча и погибнет. (Александр Невский.)
2) И дым Отечества нам сладок и …. (Грибоедов.)
3) В человеке все должно быть …. (Чехов.)      
4) Дела давно минувших дней, … старины глубокой. (Пушкин.
5) Служить бы рад, … тошно. (Грибоедов.)
6) Уж коли зло …, забрать все книги бы да сжечь. (Грибоедов.)    
 7) Улыбкой ясною … сквозь сон встречает утро года. ( Пушкин.)
8) Ты сер, а я, …, сед. (Крылов.)
9) Счастье не птица – само не …. (Пословица.)
10) Правда как солнце, ее ладонью не …. ( Пословица.)
11) Опытному воину река  не …. (Пословица.)
 
 

Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с приставками при- и пре-. 1.Кто к нам на

Слайд 3Трудные случаи правописания пре- при-




1. Презирать – не уважать, считать недостойным.
2. Предать –

изменнически выдавать кого-нибудь.
3. Пребывать – находиться где-нибудь какое-то время.
4. Преступить – самовольно нарушить, не посчитаться с чем-нибудь.
5. Преемник – тот, кто вступает в должность после кого- нибудь.
6. Преклоняться – относиться с глубоким уважением.
7. Претворить – воплотить в каком-нибудь виде, превратить во что-нибудь.
8. Преходящий – временный, недолговечный, такой, который скоро проходит.
9. Превратный – изменчивый, непостоянный, ложный, извращающий истину.
Трудные случаи правописания пре- при-1.	Презирать – не уважать, считать недостойным.2.	Предать – изменнически выдавать кого-нибудь.3.	Пребывать – находиться где-нибудь

Слайд 4Запомните

1. Призирать – заботиться, давать приют кому-нибудь.
2. Придать – дать верх

чего-нибудь, в дополнение к чему-нибудь.
3. Прибывать – приезжать куда-то, приходить.
4. Приступить – начать что-нибудь делать, приняться за что-нибудь.
5. Приемник – аппарат для приема речи при помощи электромагнитных волн.
6. Приклоняться – низко нагибаться.
7. Притворить – неплотно затворить.
8. Приходящий – являющийся куда-нибудь на время для исполнения обязанностей, для лечения и т.п.
9. Привратник – сторож у входа, у ворот.
Запомните1. Призирать – заботиться, давать приют кому-нибудь.2. Придать – дать верх чего-нибудь, в дополнение к чему-нибудь.3. Прибывать

Слайд 5Какие из этих высказываний верные, какие неверные? Докажите примерами.
А) Сложносочинённые

предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.
Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.
В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.
Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.
Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.
Какие из этих высказываний верные, какие неверные? Докажите примерами. А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких

Слайд 6Алгоритм анализа ССП
 
1. Обозначить грамматические основы в предложении.
2. Сделать вывод о

виде предложения.
3. Если предложение сложносочиненное, найти средство связи простых в составе сложного.
4. Если части сложного связывает союз И, то необходимо убедиться в наличии или отсутствии общего второстепенного члена для предложений.
6. Если общий второстепенный член есть – запятая не ставится, нет – ставится.
Алгоритм анализа ССП 1. Обозначить грамматические основы в предложении.2. Сделать вывод о виде предложения.3. Если предложение сложносочиненное, найти

Слайд 7Дайте характеристику данным предложениям
Человек самонадеянный находится во власти предубеждений, и он

никогда не достигнет гармонии с миром.
 
 
 
В сердце настоящего  человека живет доброта и не меркнет  любовь к людям .
 
Дайте характеристику данным предложениям	Человек самонадеянный находится во власти предубеждений, и он никогда не достигнет гармонии с миром.   	В

Слайд 8 Запятая перед союзом И не ставится
А) если его части объединены

второстепенным членом или общим придаточным предложением;
Б) ) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Запятая перед союзом И не ставитсяА) если его части объединены второстепенным членом или общим придаточным предложением;Б)

Слайд 9Охарактеризуйте предложения
1.Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала

к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.);
2. Это кто такие и что им надобно?
3.Приведите в порядок рабочее место и начнем урок.
4.С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже. (Д. Мамин - Сибиряк.)



Охарактеризуйте предложения	1.Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И.

Слайд 10Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.
Тире ставится, если

передаётся быстрая смена событий или их внезапность:
Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)
Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.  Тире ставится, если передаётся быстрая смена событий или

Слайд 11Охарактеризуйте предложения
1.В это самое мгновение где-то вдали  неожиданно ударила молния и

прогремел гром. (М. Горький)
2. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи шкуры. (Л. Толстой)
3. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (А. Куприн)
4. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. (М. Шолохов
 
 
Охарактеризуйте предложения1.В это самое мгновение где-то вдали  неожиданно ударила молния и прогремел гром. (М. Горький)2. В сенях

Слайд 12 Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим

придаточным. Знаки препинания не расставлены.

1) Когда в небе начали появляться первые звёзды зажглись огни и мы вышли на палубу парохода.
2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.
3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.
4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.
5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.

Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не расставлены. 1)

Слайд 13ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Соединительными союзами и, да (=и), да и, тоже, также
последовательность

событий, явлений
одновременность

2) Разделительными союзами или, либо, то-то, не то – не то, ни-ни
чередование событий, явлений
возможность одного факта из нескольких
3. Противительными союзами а, но, зато, однако, да (=но)
противопоставление явлений, событий


ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙСоединительными союзами и, да (=и), да и, тоже, также 	последовательность событий, явлений	одновременность2) Разделительными союзами или, либо,

Слайд 14Закрепление
1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него

дикое упрямство.
2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.
3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть  арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.
5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей.
Закрепление1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.2) Светило солнце и степь

Слайд 15Закрепление
6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.
7) И

воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.
8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.
9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.
10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча взявшаяся бог знает откуда быстро подвигалась к нам.
   
Закрепление6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.7) И воздух становится слаще и дали приветливее

Слайд 16 Составьте из простых предложений сложносочинённые. Запишите.
1) Степь покрылась цветами и

травами. Это буйное цветение длилось недолго.
2) Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.
3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.
4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.
 
Составьте из простых предложений сложносочинённые. Запишите. 1) Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось

Слайд 17 Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Запишите полученные предложения.  
1. Воздух стал

чище, и свежее дышат люди.
2. Город кончался, и начиналось поле.
3. Дверь отворилась, и вошёл довольно
высокий человек.
4. Конь остановился, и всадник резко побледнел.
5. К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.
Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Запишите полученные предложения.   1. Воздух стал чище, и

Слайд 18Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью

Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь, (2) когда дело сделано, (3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.
А поезд бежал, (1) и вот уже скоро наша станция. Я плакал, (2) не желая выходить из вагона, (3) тогда летчик обнял меня и сказал:
- Ничего,(4) поезд еще долго будет идти. Мы обязательно достанем книгу и пришлем тебе. Скажи мне, (5) где ты живешь?
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью Сделав последнее усилие, (1) он выбирается

Слайд 19 Спасибо за работу.
Евгения Михайловна

Спасибо за работу.Евгения Михайловна

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть