Презентация, доклад по русскому языку на тему Повелительное наклонение

Содержание

Повелительное наклонение глагола

Слайд 1… апреля.
Классная работа.

… апреля.Классная работа.

Слайд 2Повелительное наклонение
глагола

Повелительное наклонение глагола

Слайд 3Цели урока
Попробуйте сформулировать цели работы на сегодняшнем занятии (для себя лично).

Цели урокаПопробуйте сформулировать цели работы на сегодняшнем занятии (для себя лично).

Слайд 4Цели урока
Научить отличать глаголы в форме повелительного наклонения от других форм

глагола.
Научить писать ь после шипящей в форме ед. и мн. числа глаголов повелительного наклонения.
Научить отличать глаголы повелительного наклонения от глаголов в форме 3 лица ед. ч.
Развивать монологическую и диалогическую речь, обогащая словарный запас.

Цели урокаНаучить отличать глаголы в форме повелительного наклонения от других форм глагола.Научить писать ь после шипящей в

Слайд 5 Повелительное наклонение глаголов.



Задачи урока:
▲- Глаголы повелительного наклонения
обозначают…
▲- Способы образования глаголов
повелительного наклонения.
▲- Буква Ь в глаголах повелительного
наклонения.
▲- Развитие речи.

Повелительное наклонение     глаголов.   Задачи урока:▲- Глаголы

Слайд 6 Словарная работа указать, чем является фраза: с/с или предложением.

Та_ли тени, увид_шь небо,

пове_ло(бы) холод_м, ре_ли ласточ_ки, услыш_ли(бы) шум, наде_лся на т_варища, с_бака бы зала_ла, ра_кле_л об_явления.

Словарная работа указать, чем является фраза:  с/с или предложением. Та_ли тени, увид_шь небо, пове_ло(бы) холод_м,

Слайд 7Составьте из 2 простых предложений сложное. Употребите в нем глаголы в форме

условного наклонения.

1) Пройдет теплый дождь. Появятся грибы в лесу.
2) В случае затруднения в написании слов ты обращаешься к словарю. Твоя грамотность повышается.

Составьте из 2 простых предложений сложное. Употребите в нем глаголы в форме условного наклонения. 1) Пройдет теплый

Слайд 8Синтаксический разбор предложения.
Если бы и_следователи ок_зались на Марс_, то они увид_ли

бы (под) собой почву красно(бурого) цвета.

2

Синтаксический разбор предложения. Если бы и_следователи ок_зались на Марс_, то они увид_ли бы (под) собой почву красно(бурого)

Слайд 9Тема урока
§ 85, стр. 206

Повелитель- человек, который приказывает.

Тема урока§ 85, стр. 206Повелитель- человек, который приказывает.

Слайд 10Списать, расставить пропущенные знаки препинания.
1.  Ребята слушайте внимательно объяснение учителя. (Требование.)
2. 

Саша выполни пожалуйста мою просьбу. (Просьба.)
3.  Николай Иванович расскажите пожалуйста нам о себе.
4.  Отмерь по линейке два сантиметра.
5.  Спрячь меня яблонька.

Списать, расставить пропущенные знаки препинания.1.  Ребята слушайте внимательно объяснение учителя. (Требование.)2.  Саша выполни пожалуйста мою просьбу. (Просьба.)3. 

Слайд 11 Выборочный диктант. Выпишите глаголы в форме повелительного наклонения, определите их лицо и

число.

Баранкин мечтает: « Хорошо бы пожить хоть один денёчек так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи!
В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только и слышу от Фокиной: «Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!»
В школе будь человеком! На улице будь человеком! Дома будь человеком! А отдыхать когда же? (По В. Медведеву)

Выборочный диктант. Выпишите глаголы в форме повелительного наклонения, определите их лицо и число.   Баранкин

Слайд 12 Выборочный диктант
Баранкин мечтает: « Хорошо бы пожить хоть один денёчек вот

так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только и слышу от Фокиной: «Ой,, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!» В школе будь человеком! На улице будь человеком! Дома будь человеком! А отдыхать когда же? (По В. Медведеву)

Выборочный диктант Баранкин мечтает: « Хорошо бы пожить хоть один денёчек вот так, как живут счастливые

Слайд 13Проверка

Проверка

Слайд 14Образуйте форму повелительного наклонения.

Образуйте форму повелительного наклонения.

Слайд 15Образуйте форму повелительного наклонения.

Образуйте форму повелительного наклонения.

Слайд 16Орфограмма № 47 стр. 207

Орфограмма № 47 стр. 207

Слайд 17ЗАПОМНИ!

спрячь

спрячь


ТЕ
СЯ

ЗАПОМНИ!       спрячь     спрячь ТЕСЯ

Слайд 18ЗАПОМНИ!

ПОЗНАКОМЬ
ПОЗНАКО МЬ


ТЕ
СЯ

ЗАПОМНИ!    ПОЗНАКОМЬПОЗНАКО МЬТЕСЯ

Слайд 19Исключение
Ляг
Лягте

Исключение ЛягЛягте

Слайд 20Упражнение 494 стр. 208

Упражнение 494 стр. 208

Слайд 21Запомни и говори правильно!
Беги - бегите
Ляг – лягте – прилягте
Клади –

кладите
Положи – положите
Поезжай - поезжайте
Запомни и говори правильно!Беги - бегитеЛяг – лягте – прилягтеКлади – кладитеПоложи – положитеПоезжай - поезжайте

Слайд 22«Найди пару»
1.Пропусти мимо ушей а)успокойся

2. Прикуси

язык б)не слушай

3. Держи язык за зубами в)не рассказывай

4. Возьми себя в руки г)замолчи

«Найди  пару»1.Пропусти мимо ушей     а)успокойся2. Прикуси язык

Слайд 23«Найди пару»
Пропусти мимо ушей

успокойся

Прикуси язык не слушай

Держи язык за зубами не рассказывай
Возьми себя в руки замолчи
1-Б 2-Г 3-В 4-А

«Найди  пару»Пропусти мимо ушей        успокойсяПрикуси язык

Слайд 24Выводы
Глаголы в повелительном наклонении обычно

употребляются в форме 2-го лица ед. и мн. ч. ;
не изменяются по временам;
образуются от основы наст. и буд. времени с помощью суффикса -и- или без суффикса;
в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — окончание -те.

Выводы    Глаголы в повелительном наклонении обычно   употребляются в форме 2-го лица ед.

Слайд 25 Рефлексия. Тест
1.Укажите глагол в изъявительном наклонении.
А)отдохните;
Б)отдохнёте;
В)думал бы;
 
2.Укажите глагол

в условном наклонении:
А)улыбается;
Б)собрался бы;
В)отправься;

Рефлексия.  Тест  1.Укажите глагол в изъявительном наклонении. А)отдохните; Б)отдохнёте; В)думал бы; 2.Укажите глагол в

Слайд 26Рефлексия. Тест
3.Укажите глагол в повелительном наклонении:
А)тишь;
Б)учишь;
В)режь;
 

Рефлексия.  Тест3.Укажите глагол в повелительном наклонении: А)тишь; Б)учишь; В)режь; 

Слайд 27Взаимопроверка теста
 
Ответы:
1-б (отдохнёте)


2-б (собрался бы)

3-в (режь)

Взаимопроверка теста  Ответы: 1-б (отдохнёте)        2-б (собрался бы)

Слайд 28 ***
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем

ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.


***С благоговеньем прикасайсяК тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайсяБезбрежным

Слайд 29Прослушайте стихотворение В. Шефнера «Миг». Определите его основную мысль. Выпишите глаголы

в повелительном наклонении.

Не привыкайте к чудесам,—
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.

Прослушайте стихотворение В. Шефнера «Миг». Определите его основную мысль. Выпишите глаголы в повелительном наклонении.Не привыкайте к чудесам,—

Слайд 30 Орфографическая диктовка
Останьтесь дома, приготовьте обед, познакомьтесь с другом, не плачьте, обжарьте

хлеб, расставьте шахматы, отодвиньтесь от огня, лягте ровно, избавьте от хлопот, увеличьте расстояние, представьте другу.
Орфографическая диктовка Останьтесь дома, приготовьте обед, познакомьтесь с другом, не плачьте, обжарьте хлеб, расставьте шахматы, отодвиньтесь

Слайд 31… мая.
Классная работа.
Различение -ИТЕ в повелительном наклонении и
-ИТЕ, -ЕТЕ в

изъявительном
Наклонении.
… мая.Классная работа.Различение -ИТЕ в повелительном наклонении и -ИТЕ, -ЕТЕ в изъявительномНаклонении.

Слайд 32Кроссворд «Части речи»
с
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
п
р
я
ж
е
н
и
е
к
л
о
н
е
н
и
е
ч
и
с
л
и
т
е
л
ь
н
о
е
а
г
о
л
а
г
р
е
ч
и
е
р
п
л
а
о
г
а
т
е
л
ь
н
и
е
м
и
о
т
е
с
е
м
1
1
4. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и

обозначает действие предмета.

По горизонтали 1. Часть речи, обозначает предмет.

4

7. Указывает на предмет, признак или количество, не называя их.

5

5. Часть речи, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?

6

6. Обозначает признак предмета.

3. Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счёте.

7

По вертикали. 1. Изменение глагола по лицам и числам.

2. Изменение именной части речи по падежам.

2

3

Кроссворд «Части речи»существительноепряжениеклонениечислительноеаголагречиерплаогательниемиотесем114. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.По горизонтали 1. Часть

Слайд 35Е или И?
Пиш_те быстро! Когда напиш_те, сдад_те тетради.
Вынес_те мусор! Когда

вынес_те, мож_те быть свободны.
Вытр_те доску! Когда вытр_те, мож_те сесть на место.

Е или И?Пиш_те быстро! Когда напиш_те, сдад_те тетради. Вынес_те мусор! Когда вынес_те, мож_те быть свободны. Вытр_те доску!

Слайд 36Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Слайд 371. Спишите, обозначив в глаголах повелительного наклонения пропущенные орфограммы.

Ускор..те2, обе..печ..те, выч..ст..те2, отправ..те, ра..реж..те2, познаком..тесь, пр..готов..те, провер..те2, вытр..те.

1. Спишите, обозначив в глаголах повелительного наклонения пропущенные орфограммы.   Ускор..те2, обе..печ..те, выч..ст..те2, отправ..те, ра..реж..те2, познаком..тесь,

Слайд 382. Е или И?
Крикн_те2 (пов. накл.) погромче! Если вы крикн_те2 (изъяв.

накл.) погромче, то вас услышат.
Выйд_те2 (пов. накл.) через калитку. Когда вы выйд_те2 (изъяв. накл.) через калитку, поверните2 направо.
Перед тем как ложиться спать, выгон_те2 (пов. накл.) всех мух. Когда выгон_те 2 (изъяв. накл.), закройте2 окно.
Вытр_те2 (пов. накл.) ноги. Когда вытр_те2 (изъяв. накл.) – проходите2 в дом.

2. Е или И?Крикн_те2 (пов. накл.) погромче! Если вы крикн_те2 (изъяв. накл.) погромче, то вас услышат.Выйд_те2 (пов.

Слайд 39Спишите, графически обозначив пропущенные орфограммы.
(Не)трон..те майск… жуч..ка.
За что его губить?
Росу небес

он п..ет с листка,
К цветку порха… от цветка:
Ему недолго жить ...
(Не)трон..те майск… жуч..ка.
(Д. Минаев)
Обозначьте вид каждого предложения по цели высказывания.

3

т

Спишите, графически обозначив пропущенные орфограммы.(Не)трон..те майск… жуч..ка.За что его губить?Росу небес он п..ет  с листка,К цветку

Слайд 40Точно призрак ум..рающий,
На степи ковыль кача| |ся (__________),
Смотр|

| (__________) месяц дог..рающий,
Белой тучкой омрача| | ся (__________).
И блуждают тени смутные
По пространству неоглядному,
И непроч..ные, минутные,
Что-то шепч| | (________) ветру жадному.
И мерцание мелькнувшее
И..чеза| | (_______) за туманами,
Утонувшее минувшее
Возника| | (_______) над курганами.
Месяц меркн| | (__________),
Омрача| |ся (___________),
Дог..рающий и тающий,
И, др..жа, ковыль кача| |ся (__________),
Точно призрак ум..рающий. (К. Бальмонт)
Точно призрак ум..рающий,На степи ковыль  кача|   |ся (__________),Смотр|   | (__________) месяц дог..рающий,

Слайд 41Запись текста
Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте2 и отпр_вляйтесь на

речку. На берегу выбер_те удобное местечко и раскин_те удочки. Наб_ритесь2 терпения. Но вот удочка вздрогнула2. Не теряйте2 врем_ни2, а то рыба склюет наживу и остав_т вас с нос_м.

Запись текста Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте2 и отпр_вляйтесь на речку. На берегу выбер_те удобное

Слайд 42Послушайте советы, как надо себя вести. Эти советы даются в книге

«Мир детства». Подготовьтесь к пересказу текста.

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословий, повторения одного и того же.
Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: «знаете», «понимаете», «так вот», «значит». Не употребляй грубых слов и выражений.
Уважай своего собеседника, смотри на того, с кем говоришь. Недопустимо во время разговора оглядываться по сторонам, отворачиваться, выражать свое нетерпение поглядыванием на часы.
Не говори быстро и с излишней горячностью. Не старайся перекричать собеседника. Если он говорит громко, ты говори тихо, тогда собеседник тоже перестанет кричать.

Послушайте советы, как надо себя вести. Эти советы даются в книге «Мир детства». Подготовьтесь к пересказу текста.Стремись

Слайд 43Молодцы! Спасибо за урок!

Молодцы!  Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть