Презентация, доклад по русскому языку на тему Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (9 класс)

Содержание

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев. Саади.(1203-1291 ) — персидский и таджикский поэт-моралистАбу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази

Слайд 1Урок русского языка в 9 классе
«Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения»
Подготовил: учитель русского

языка и литературы высшей кв.категории Зайнуллина Гульнара Данисовна

МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска Республики Татарстан»

Урок русского языка в 9 классе«Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения»Подготовил: учитель русского языка и литературы высшей кв.категории Зайнуллина

Слайд 2Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев.
Саади.
(1203-1291 ) —

персидский и таджикский поэт-моралист

Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев. 				Саади.(1203-1291 ) — персидский и таджикский поэт-моралистАбу Мухаммад Муслих ад-Дин

Слайд 3Теоретическая разминка
«Вотум. Проверь себя»
1. Какие предложения называются сложными?
А) имеют сложные слова
Б)

имеют несколько основ
В) распространены второстепенными членами
2. На какие группы делятся СП?
А) ССП, БСП, СПП
Б) БСП, ССП
В) СПП, ПО, ДО
3. Какие СП называются СПП?
А) части равноправны
Б) соединены подчинительными средствами связи и интонацией
В) имеют в составе ПО, ДО
4. На какие виды подразделяются СПП?
А) образа действия, изъяснительные, обстоятельственные
Б) соединительные, противительные, разделительные
В) изъяснительные, определительные, обстоятельственные
5. Сколько видов придаточных содержат обстоятельственные придаточные?
А) 5
Б) 9
В) 3
Теоретическая разминка«Вотум. Проверь себя»1. Какие предложения называются сложными?А) имеют сложные словаБ) имеют несколько основВ) распространены второстепенными членами2.

Слайд 4


3. Работа в группах: работа с пословицами
1 группа (1 ряд): Прочитайте

пословицы № 1-2, определите тему, расставьте знаки препинания, отметьте СПП, определите вид придаточного.
2 группа (2 ряд): Прочитайте пословицы № 3-4, определите тему, отметьте СПП, определите вид придаточного.
3 группа (3 ряд): Прочитайте пословицы № 5-6, определите тему, расставьте знаки препинания, отметьте СПП, определите вид придаточного, подчеркните грамматические основы.

1) Когда голова думает, язык отдыхает.
2) Врет, как водой бредет.
3) Никто бы про тебя не знал, кабы сам не сболтнул.
4) Говорит, что клещами вертит.
5) Если косить языком, спина не устанет.
6) Вертит языком, что корова хвостом.

Проверка. Самооценка
3. Работа в группах: работа с пословицами1 группа (1 ряд): Прочитайте пословицы № 1-2, определите тему, расставьте

Слайд 5


Лев Васи́льевич Успе́нский (1900 — 1978) — русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик. Член Союза писателей

СССР.
Лев Васи́льевич Успе́нский (1900 — 1978) — русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик. Член Союза писателей СССР.

Слайд 6


4. Работа с текстом. (№176 стр. 113-114)
1) Всё, что люди совершают

в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. 2) Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.
3) Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. 4) Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил.
5) Языковедение изучает все виды, все изменения языка. 6) Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли.
7) Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. 8) Каким законам подчинена их жизнь?
9) Кончая школу, каждый юноша и каждая девушка мечтает избрать для себя самую живую, наиболее увлекательную и нужную стране профессию. 10) Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. 11) Жалеть тебе потом не придётся!
(По Л. Успенскому.)
4. Работа с текстом. (№176 стр. 113-114)	1) Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии

Слайд 71. Какова тема текста?
2. Какова основная мысль текста? В каком предложении

она выражена?
3. Определите стиль и тип речи
4. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Есть ли надобность в языке общения?»
1) Все совершается без участия языка.
2) Без языка можно трудиться, общаться, развивать науку, технику, искусство, жизнь.
3) Применять язык может лишь тот, кто глубоко и тщательно его изучил.
4) С его помощью можно разгадать тайны прошлого.
1. Какова тема текста?2. Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?3. Определите стиль и тип

Слайд 13Порядок синтаксического разбора предложения
Вид предложения по цели высказывания, по интонации.
Вид предложения

по количеству грамматических основ. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
Средства связи в предложении.
Вид связи в сложном предложении.
Главное и придаточное предложения.
Особенности строения.
Вид СПП.

5. Работа по учебнику. Восстановление в памяти алгоритма синтаксического разбора. Параграф 29 стр. 112-113.

Выпишите 1-ое предложение. Выполните синтаксический разбор.

Порядок синтаксического разбора предложенияВид предложения по цели высказывания, по интонации.Вид предложения по количеству грамматических основ. Простые предложения

Слайд 146. Самостоятельная работа. Найти все СПП. Составить схемы СПП.
4) Умело

и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил. СПП с придаточным определительным.

6) Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли. СПП с придаточным изъяснительное.

7) Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. СПП с последовательным подчинением 3-х придаточных изъяснительных.

10) Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. СПП с однородным соподчинением 2-х придаточных условных.

6. Самостоятельная работа. Найти все СПП. Составить схемы СПП. 4) Умело и с наибольшей пользой применять любое

Слайд 157. Подготовка к ОГЭ.
Задание 6 ОГЭ. Замените устаревшее слово «посредстве»

в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом.
(«с помощью»)

Задание 7 ОГЭ. Замените словосочетание «изменения языка» (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
(«языковые изменения»)

Задание 8 ОГЭ. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(«ни один не может трудиться, не может двинуть»)

Задание 11 ОГЭ. Укажите количество грамматических основ в предложении 10
(3: «есть способность», «хочется разгадывать», «не ошибешься»).
7. Подготовка к ОГЭ. Задание 6 ОГЭ. Замените устаревшее слово «посредстве» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом.

Слайд 16Задание 15.3 ОГЭ. Как вы понимаете смысл двух последних предложений текста?

Приведите два аргумента: один из текста, другой – из личного опыта, подтверждающие ваши рассуждения. Запишите, оформив как сложноподчиненные предложения.
Задание 15.3 ОГЭ. Как вы понимаете смысл двух последних предложений текста? Приведите два аргумента: один из текста,

Слайд 1722-20 баллов – «5»
19 -15 баллов – «4»
14 -12 баллов –

«3»

РЕФЛЕКСИЯ

22-20 баллов – «5»19 -15 баллов – «4»14 -12 баллов – «3»РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 18Домашнее задание.

Выполнить синтаксический разбор 3-х СПП из упр.177 стр.114-115, подготовиться к

подробному изложению.
Составить задания для ОГЭ по художественному тексту из учебника «Литература».
Домашнее задание.Выполнить синтаксический разбор 3-х СПП из упр.177 стр.114-115, подготовиться к подробному изложению.Составить задания для ОГЭ по

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть