Слайд 1ТЕМА УРОКА
Возвратное
местоимение
СЕБЯ
Слайд 2Повторение изученного
материала
Что называется местоимением?
Назовите личные местоимения.
Когда к личным местоимениям 3-го лица
прибавляется н?
Как пишутся местоимения с предлогами?
Слайд 3Поставьте местоимения в нужной
форме
Появился у (он ), блестит надо
(я
), проявлять заботу обо (я ),
думать о (он ), прибыл с (они ),
у (он ) в оранжерее, расстилаться
над (они ), беседовать с (они ),
трава подо (я ), объясниться с
(он ), сожалеть о (он ), подарим
(они ).
Слайд 4Проверьте себя
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу
обо мне, думать о нем,
прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться с ними, беседовать с нами,
трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нем, подарил им.
,
Слайд 5
Отгадайте загадки, о каких местоимениях идет речь?
В каком местоимении два звука,
но одна буква?
Какие два личных местоимения мешают
движению по дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение, второй –
детская болезнь. Вместе получается слово,
обозначающее предмет, которое помогает судну
удержаться на месте.
Первый слог – личное местоимение, второй –
звук, который издает лягушка. Вместе – овощ
Слайд 7Знакомство с теоретическим материалом
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения:
себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение- себя. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само лицо ( поэтому местоимение так и называется).
Слайд 8Сравните
Девочка
облила себя
водой.
Девочка
облилась
водой.
Слайд 9Задание: просклоняйте местоимение СЕБЯ
И. п.
Р. П.
Д. п.
В. п.
Т.
п.
П. п.
Слайд 10Склонение местоимения
СЕБЯ
И. п. -----
Р. п. -себя
Д. п. -себе
В. п.- себя
Т.
п.- собой
П. п.- о себе
Слайд 11Синтаксическая роль в предложении
Слайд 12Запомните!
Возвратное местоимение СЕБЯ не имеет
рода, лица(относится к любому лицу),
числа, формы И.п.
Слайд 13Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на странице145.
Упражнение 377
Устно -вставьте в
нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж;
объясните орфограммы.
Письменно- выполните морфологический разбор.
Слайд 14Упражнение 378
Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы.
Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов. Близкие по лексическому значению одному слову.
Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?
Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: мне не по себе
Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением СЕБЯ, подчеркните их как члены предложения.
Слайд 15Проверь себя!
Этот человек себе на уме
Всё устроилось само собой
Наездник не скоро
пришёл в себя после того, как упал с лошади
Читай про себя
После болезни мальчик на себя не похож
Слайд 16Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя,
объясните значение слов и выражений
Эгоист-
Читать молча, не вслух –
Проявлять выдержку, терпение –
Лишаться самообладания –
Судить по своим силам или вкусам –
Стать замкнутым, необщительным –
Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве-
Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –
Слайд 17ОТВЕТЫ:
эгоист –себялюбец;
читать молча, не вслух – читать про себя;
проявлять выдержку, терпение
–владеть собой;
лишиться самообладания -выходить из себя;
судить по своим силам или вкусам – судить по себе
стать замкнутым, необщительным- уйти в себя;
плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве- не похож на себя;
скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.
Слайд 18Подведение итогов урока
Что вы сегодня на уроке узнали нового?
Чем отличается местоимение
СЕБЯ от личных местоимений?
Слайд 19Домашнее задание
Теоретический материал – параграф 68, записи в тетради;
Письменно- упр. 380.
Подготовиться
к сочинению по плану.
Описать, какой случай произошел с мальчиком?
Построение рассказа:
Экспозиция – где? когда? кто?
Завязка – однажды… как-то раз…
Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.
Кульминация рассказа – приходит мама…
Развязка.
Включить в рассказ описание интерьера, диалог.
Подыскать необычное название рассказа. Например:
«Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так
сюрприз!» и т.д.