Презентация, доклад по русскому языку на тему Возвратное местоимение себя (6 класс)

Содержание

Повторение изученного материалаЧто называется местоимением?Назовите личные местоимения.Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?Как пишутся местоимения с предлогами?

Слайд 1ТЕМА УРОКА
Возвратное
местоимение
СЕБЯ

ТЕМА УРОКАВозвратноеместоимениеСЕБЯ

Слайд 2Повторение изученного материала
Что называется местоимением?
Назовите личные местоимения.
Когда к личным местоимениям 3-го лица

прибавляется н?
Как пишутся местоимения с предлогами?
Повторение изученного материалаЧто называется местоимением?Назовите личные местоимения.Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?Как пишутся местоимения с

Слайд 3Поставьте местоимения в нужной форме
Появился у (он ), блестит надо

), проявлять заботу обо (я ),
думать о (он ), прибыл с (они ),
у (он ) в оранжерее, расстилаться
над (они ), беседовать с (они ),
трава подо (я ), объясниться с
(он ), сожалеть о (он ), подарим
(они ).
Поставьте местоимения в нужной формеПоявился у (он   ), блестит надо(я   ), проявлять заботу

Слайд 4Проверьте себя
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу

обо мне, думать о нем,
прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться с ними, беседовать с нами,
трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нем, подарил им.


,
Проверьте себя  Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем,

Слайд 5
Отгадайте загадки, о каких местоимениях идет речь?
В каком местоимении два звука,

но одна буква?
Какие два личных местоимения мешают
движению по дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение, второй –
детская болезнь. Вместе получается слово,
обозначающее предмет, которое помогает судну
удержаться на месте.
Первый слог – личное местоимение, второй –
звук, который издает лягушка. Вместе – овощ
Отгадайте загадки, о каких местоимениях идет речь?В каком местоимении два звука, но одна буква? Какие два

Слайд 6семья
тыква
ямы
якорь

семья тыкваямыякорь

Слайд 7Знакомство с теоретическим материалом
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения:

себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение- себя. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само лицо ( поэтому местоимение так и называется).
Знакомство с теоретическим материаломВ древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе

Слайд 8Сравните
Девочка
облила себя
водой.
Девочка
облилась
водой.

СравнитеДевочка облила себяводой.Девочка облиласьводой.

Слайд 9Задание: просклоняйте местоимение СЕБЯ
И. п.
Р. П.
Д. п.
В. п.
Т.

п.
П. п.


Задание: просклоняйте местоимение СЕБЯИ. п. Р. П. Д. п. В. п.Т. п.П. п.

Слайд 10Склонение местоимения СЕБЯ
И. п. -----
Р. п. -себя
Д. п. -себе
В. п.- себя
Т.

п.- собой
П. п.- о себе

Склонение местоимения  СЕБЯИ. п. -----Р. п. -себяД. п. -себеВ. п.- себяТ. п.- собойП. п.- о себе

Слайд 11Синтаксическая роль в предложении

Синтаксическая роль в предложении

Слайд 12Запомните!
Возвратное местоимение СЕБЯ не имеет
рода, лица(относится к любому лицу),

числа, формы И.п.
Запомните!Возвратное местоимение СЕБЯ не имеет  рода, лица(относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Слайд 13Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на странице145. Упражнение 377
Устно -вставьте в

нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж;
объясните орфограммы.
Письменно- выполните морфологический разбор.





Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на странице145. Упражнение 377Устно -вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя

Слайд 14Упражнение 378
Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы.


Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов. Близкие по лексическому значению одному слову.
Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?
Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: мне не по себе
Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением СЕБЯ, подчеркните их как члены предложения.

Упражнение 378 Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов. Близкие

Слайд 15Проверь себя!
Этот человек себе на уме
Всё устроилось само собой

Наездник не скоро

пришёл в себя после того, как упал с лошади

Читай про себя

После болезни мальчик на себя не похож

Проверь себя!Этот человек себе на умеВсё устроилось само собойНаездник не скоро пришёл в себя после того, как

Слайд 16Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя,

объясните значение слов и выражений

Эгоист-
Читать молча, не вслух –
Проявлять выдержку, терпение –
Лишаться самообладания –
Судить по своим силам или вкусам –
Стать замкнутым, необщительным –
Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве-
Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –

Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений Эгоист-Читать

Слайд 17ОТВЕТЫ:
эгоист –себялюбец;
читать молча, не вслух – читать про себя;
проявлять выдержку, терпение

–владеть собой;
лишиться самообладания -выходить из себя;
судить по своим силам или вкусам – судить по себе
стать замкнутым, необщительным- уйти в себя;
плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве- не похож на себя;
скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.











ОТВЕТЫ:эгоист –себялюбец;читать молча, не вслух – читать про себя;проявлять выдержку, терпение –владеть собой; лишиться самообладания -выходить из

Слайд 18Подведение итогов урока
Что вы сегодня на уроке узнали нового?
Чем отличается местоимение

СЕБЯ от личных местоимений?
Подведение итогов урокаЧто вы сегодня на уроке узнали нового?Чем отличается местоимение СЕБЯ от личных местоимений?

Слайд 19Домашнее задание

Теоретический материал – параграф 68, записи в тетради;
Письменно- упр. 380.
Подготовиться

к сочинению по плану.
Описать, какой случай произошел с мальчиком?
Построение рассказа:
Экспозиция – где? когда? кто?
Завязка – однажды… как-то раз…
Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.
Кульминация рассказа – приходит мама…
Развязка.
Включить в рассказ описание интерьера, диалог.
Подыскать необычное название рассказа. Например:
«Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так
сюрприз!» и т.д.




Домашнее заданиеТеоретический материал – параграф 68, записи в тетради;Письменно- упр. 380.Подготовиться к сочинению по плану.Описать, какой случай

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть