Слайд 1Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Слайд 2Орфографическая грамотность – одна из составных частей общей языковой культуры, которая
обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Развитие орфографического навыка - одно из ведущих в курсе русского языка.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение.
Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением.
Слайд 3По определению М.Р. Львова, орфографическая зоркость – это способность, умение быстро
обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи.
Другими словами, орфографическая зоркость – это «выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением»
Слайд 4Орфографическая зоркость формируется в результате выполнения специальных упражнений, которые тренируют школьников
в быстром обнаружении орфограмм и подведении их под правила.
Слайд 5К таким упражнениям относятся
орфографический разбор,
диктант «Проверяю себя»,
комментированное письмо
с указанием орфограмм,
письмо с проговариванием,
словарный диктант,
творческий диктант,
свободный диктант,
зрительный диктант,
самодиктант,
взаимодиктант.
Слайд 6Диктант «Проверяю себя»
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как
пишется то или иное слово. Важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Слайд 7Комментированное письмо
Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение
в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, то есть орфограмму.
Слайд 8Зрительный диктант
На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно
читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются.
Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.
Слайд 9Взаимодиктант
Один из учащихся диктует классу отобранные им дома из книги для
чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.
Слайд 10Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения
звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при осложненном списывании. Но только систематическая работа позволит достичь высокого уровня сформированности орфографической зоркости учащихся.