Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфологические нормы(11 класс)

Содержание

углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;подготовка к выполнению задания № 6 ЕГЭ по русскому языку.Цели:

Слайд 1Морфологические нормы современного русского литературного языка

Подготовила:
Хамзова Оксана Викторовна,
учитель русского

языка МОУ «Лицей №12»
Г. Железногорска Курской области
Морфологические нормы современного русского литературного языкаПодготовила: Хамзова Оксана Викторовна, учитель русского языка МОУ «Лицей №12»Г. Железногорска Курской

Слайд 2углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;
подготовка к выполнению задания №

6 ЕГЭ по русскому языку.

Цели:

углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;подготовка к выполнению задания № 6 ЕГЭ по русскому языку.Цели:

Слайд 3Правильность;
Точность;
Логичность;
Чистота;
Выразительность;
Богатство речи;
Уместность;
Соответствие стилевому назначению.

Важнейшие качества хорошей речи:

Правильность;Точность;Логичность;Чистота;Выразительность;Богатство речи;Уместность;Соответствие стилевому назначению.Важнейшие качества хорошей речи:

Слайд 4Морфологические нормы- это правила образования слов разных частей речи.

Морфологические нормы- это правила образования слов разных частей речи.

Слайд 5Положительная Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И.

п.) и ее склоняемых форм.Сухой, теплая, высокое, угловатые, умный

Сравнительная
Простую сравнительную степень образуют прилагательные, обозначающие качественный признак:
1) путем присоединения суффиксов -ее (-ей), -е, -ше;
2) в некоторых случаях – при помощи префикса по- и суффикса -ше(-е).

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к начальной форме служебных слов более и менее.
Суше, теплее, повыше, более угловатый, менее умный
Превосходная простая превосходная степень образуется при помощи:
1) суффиксов -айш, -ейш;
2) префикса наи- и суффиксов -ш, -ок, -ейш.

Составная превосходная степень образуется путем:
1) прибавления к начальной форме прилагательного служебных слов самый, наиболее, наименее;
2) прибавления местоимения всех к простой форме сравнительной степени.
Теплейший, наивысший, умнейший, наиболее сухой, самый угловатый, выше всех

Образование степеней сравнения имен прилагательных

Положительная  Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.Сухой, теплая,

Слайд 6Помни!
Самое ближайшее (время);
Самый кратчайший (путь);
Самым теснейшим (образом)
Бойкий- бойчее и бойче;
Гибкий- гибче;
Глубокий-

глубже;
Горький (опыт)-горше;
Мелкий- мельче;
Узкий- уже.
Помни!Самое ближайшее (время);Самый кратчайший (путь);Самым теснейшим (образом)Бойкий- бойчее и бойче;Гибкий- гибче;Глубокий- глубже;Горький (опыт)-горше;Мелкий- мельче;Узкий- уже.

Слайд 71) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев

повести. 2) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из- за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Задание 1. Найдите ошибки.

1) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на

Слайд 81) Речь бабушки ярче и выразительнее, чем речь других героев повести.

2) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки сильнейшее впечатление. 3) Ольга была моложе Татьяны. 4) Из- за ливней экспедиция работала в более трудных условиях. 5) Домой мы возвращались кратчайшей дорогой.

Проверь себя

1) Речь бабушки ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на некоторых

Слайд 9Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около

пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Составные количественные :

И.п. семьсот восемьдесят два
Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух
Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

Имя числительное

Склонение сложных и составных числительных:двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот

Слайд 10И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей) Р.п. полутора (часов, минут), полутораста

(рублей) Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям) В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей) Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями) П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста.

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей) Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей) Д.п. полутора (часам, минутам),

Слайд 11И.п. сорок, девяносто, сто (рублей) Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей) Д.п. сорока, девяноста,

ста (рублям) В.п. сорок, девяносто, сто (рублей) Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями) П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей) Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей) Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям) В.п. сорок,

Слайд 12И.п. две тысячи четырнадцатый (год) Р.п. две тысячи четырнадцатого (года) Д.п. две тысячи

четырнадцатому (году) В.п. две тысячи четырнадцатый (год) Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом) П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)  

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год) Р.п. две тысячи четырнадцатого (года) Д.п. две тысячи четырнадцатому (году) В.п. две

Слайд 131. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо

парней. 2. С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей. 3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят. 4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток. 5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж. 6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых. 

Употребление собирательных числительных: 

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней. 2. С существительными дети, люди: трое детей,

Слайд 14Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.  С существительными

м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами. Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.
 

Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.  С существительными м. р. и ср. р.

Слайд 15Глагол . Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь,

ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте Ездить — (ты) езди, (вы) ездите Положить — (ты) положи, (вы) положите Класть — (ты) клади, (вы) кладите Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

Глагол . Образование форм повелительного наклонения: Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь,

Слайд 16У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых

других нет формы 1 лица ед. ч. Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду. Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 
Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Образование личных форм глагола:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед.

Слайд 17Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди

их;  скольких книг, сколько учеников. Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

Местоимение

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников. Правильно: был

Слайд 181. Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответов.
2. Выяви

основные признаки данной формы.
Подумай, где могут содержаться ошибки.

Алгоритм действия

1. Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответов.2. Выяви основные признаки данной формы.Подумай, где могут

Слайд 19Задание
1.     1) профессора
        3) пятеро студентов

 
        2) с пятьюдесятью рублями
        4)спелых абрикосов
        5) оденьтеся теплее              
2.   1)после ранних заморозков
      2)время движется
      3)до двухсот метров            
      4) самый добрейший
      5) поезжай
3.   1)пена брызжет                    
      2)способные инженеры
      3)шестьюстами рублями    
      4)ихние книги
      5) шоферы


4.  1) давайте попробоваем            
     2)менее быстрый
     3)около тысячи пятисот человек    
     4)много яблок
     5)лягте
5.  1)молодые бухгалтеры    
     2)дамских туфель
     3)бежи    
     4) в двухстах тетрадях
     5)пара носков
6.   1) ездиет                        
      2) обоих мальчиков
      3) неисправные клапаны    
      4) пять апельсинов
      5) шесть килограммов


Задание 1.     1) профессора        3) пятеро студентов          2) с

Слайд 20Ответы
1.
оденьтесь
2.
самый добрый// добрейший
3.
их
4.
попробуем
5.
беги
6.
ездит

Ответы 1.оденьтесь2.самый добрый// добрейший3.их4.попробуем5.беги6.ездит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть