Слайд 1Синквейн
Подготовил: учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ СУИОП №4 г. Фрязино
Краснобаева
Елена Анатольевна
Слайд 2Что такое синквейн?
Синквейн – «пять строк» в переводе с французского. Это
стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенной теме.
Это стихотворение без рифмы из 5-ти строк, написанное по определенным правилам:
Тема, предмет (1 существительное)
Описание предмета (2 прилагательных или причастие)
Характеристика действия предмета (3 глагола)
Отношение автора (выражается во фразе)
Вывод (1 существительное, обобщающее смысл темы)
Автору синквейна необходима тема, в отношении которой он высказывает свое мнение. Синквейн развивает ассоциативное мышление.
Слайд 3Схема построения синквейна.
Синквейн состоит из 5-ти строк.
Его построение напоминает «ёлочку».
Слайд 4История возникновения синквейна…
Синквейн появился в начале ХХ века в США.
Автор
жанра – американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения (хокку, танка).
В России синквейн начал применяться с 1993 года.
Написание синквейна требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе автора.
Синквейн – это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Слайд 5Задачи, которые можно решить с помощью синквейна:
Познавательные
Речевые
Воспитательные
Творческие
Формирование предпосылки грамотности
Интерес к элементарным
причинно-следственным связям
Навык свободного общения в социуме
Слайд 6Характеристики синквейна как одного из эффективных методов развития речи:
Простота. Синквейн могут
составлять все, без учета уровня речевого развития.
Творчество. Это интересное занятие помогает самовыражению. Его можно сопровождать визуализацией: рисунком, аппликацией, поделкой.
Речь. Активизируется и пополняется словарный запас. Идет обучение краткому пересказу.
Мышление. Облегчает процесс усвоения понятий, учит находить главную мысль, используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза информации.
Контроль и самоконтроль. Сравнение синквейнов и их оценка.
Слайд 7Примеры синквейнов.
Русский язык
Живой, удивительный,
Учит, объясняет, творит.
Берегите наш родной язык!
Познание.
Слайд 15Выводы о синквейне.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует
умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося умения находить и выделять в изучаемой теме наиболее существенные элементы, анализировать их, делать выводы и кратко их формулировать, опираясь на основные принципы написания стихотворения.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумывать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Слайд 16Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть
близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Слайд 17Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн
— это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Слайд 18Области применения синквейна.
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к
темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.