Слайд 1Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Ларичихинская СОШ».
Выполнила
Ученица 5 «Б» класса
Рогач Алена.
Руководитель: Беспалова
О.В.
Проект по теме:
Веселые правила по русскому языку
Слайд 2Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться
Слайд 3План работы:
1. Изучить историю мнемотехники;
2. Систематизировать собранный материал по
разделам:
1) Орфография;
2) Морфемика;
3) Орфоэпия;
4) Второстепенные члены предложения.
3. Провести опрос среди учащихся 5- х классов по выявлению наиболее интересных правил по русскому языку;
4. Оформление альбома.
Слайд 4Сколько усилий предлагает учитель русского языка, чтобы ученик мог удержать в
памяти то или иное орфографическое правило, мог легко применить его на практике.
Мнемоника, или мнемотехника (от греч. мнемоникон «искусство запоминания»),- признанное средство наиболее лёгкого, быстрого и прочного запоминания - обычно того, что не поддаётся обобщению и алгоритмизации.
Существует целый арсенал мнемотехнических приёмов, чтобы изученный орфографический материал аккуратно разложить по полочкам долговременной памяти. Это и рифмованные правила, и «правила- помощники», сказки, рисунки.
Слайд 51)Орфография
Личные окончания глаголов. Спряжение глаголов.
Гнать, держать, вертеть, терпеть,
И дышать, и смотреть,
Видеть,
слышать, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Непроизносимые согласные.
И ужасно, и опасно букву т писать напрасно!
Буквы З И С на конце приставок.
Обрати внимание:
«Здесь, здоровье, здание!»
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
Слайд 6 Буквы И, У, А после шипящих.
Парашют, жюри, брошюра,
Ты
всегда пиши как Юра.
Чередование гласных в корне слова.
Я пока предполагала,
В корне букву А писала.
А когда предположила,
Букву О употребила.
Гласные И - Ы после Ц.
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал
Станцевал на цыпочках.
Слайд 72) Морфемика
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А
приставка - впереди
Окончание
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Приставки
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Слайд 83) Орфоэпия.
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Жизнь кажется
кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар:
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Возил не шОфер, а шофЁр,
Не фАрфор, а фарфОр,
Был оглашён не прИговор-
Судебный приговОр.
Строгает не стОляр, а столЯр.
Но дОску – не доскУ.
И слушал в одиночестве
Не «ТОску», а тоскУ.
Ф. Кривин.
Слайд 94) Второстепенные члены предложения
Определение.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей
и Какой - ответы просты ,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство.
Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как ?
Слайд 10СКАЗКИ
Сказка о корнях –лаг- и – лож-.
Жили – были, не тужили
В
царстве «Русские слова»
Корень – царь, к нему добавка:
Суффикс сам, сама приставка,
Куча всяческих придворных
В подчиненье у царя.
Среди них – два удальца,
И почти что близнеца:
Корень – лг- да с корнем – лжа-
Поживают не тужа.
Как - то в царстве вдруг гроза-
У всех круглые глаза.
Заметались все без толку,
Будто в царстве хищны волки.
«О-О, уж - жас, о- о, уж- жас, о-о, жуть!-
Кричал корень – ЛЖ-,- Не заснуть!»
«А - ах, грубо! А - ах, глупо! А - ах,
гадко!-
Вопил корень – ЛГ- .- В чём загадка?»
Вдруг в царстве кончилась гроза –
У всех счастливые глаза.
Но к корню – ЛГ- пристала А -А,
А в корне – ЛЖ- застряло О - О.
И вот теперь гордится – ЛОЖ -:
Совсем на – ЛАГ - он не похож.
А в царстве «Русские слова»
Теперь покой и тишина.
Слайд 11Результаты опроса
Мною был проведен опрос среди учащихся 5-х классов. В опросе
участвовали 30 человек.
«Назовите правило по русскому языку, которое вам запомнилось больше всего»
Правил было названо очень много, но мы выбрали среди них три правила, которые являются наиболее запоминающимися:
1.ЖИ-ШИ –пиши с буквой «И» - так считают 13 учащихся
2.Глаголы исключения:
Гнать, держать, вертеть, терпеть,
И дышать, и смотреть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть. - 10 учащихся
3.Цыган на цыпочках, цыпленку цыкнул «Цыц» - 7 учащихся.