Слайд 2ТЕМА УРОКА
ТЕКСТ и
ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Слайд 3ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
Язык – это …
Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми
средствами: …, …, …, …, …
Текст – это …
Основные признаки текста – это …
Слайд 5ПАРОНИМЫ - слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу
Адресат –
получатель сообщения (информации)
Адресант – отправитель сообщения (информации)
Слайд 6Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его
сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности.
Солганик Григорий Яковлевич –
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Слайд 7ЗАДАНИЕ 1.
А. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко!
Б.
Мальчик очень хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.
В. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.
Г. Мальчик послушался отца.
Д. - Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
(Автор –Ушинский Константин Дмитриевич,
педагог-исследователь)
Слайд 8РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1.
Б. Мальчик очень хотел разорить прилепленное под крышей гнездо
ласточки, в котором хозяев уже не было.
Д. - Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Г. Мальчик послушался отца.
В. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.
А. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко!
(Автор –Ушинский Константин Дмитриевич,
педагог-исследователь)
Слайд 9Особенности текста
Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями,
т.е. цельность, связность текста
Слайд 10ЗАДАНИЕ 2.
Сороки
С улицы послышался крик, треск и хохот.
Я подбежал к
окну и увидел, что около дома катается по земле клубок, из которого торчат хвосты и перья.
Дрались две сороки. Лупили друг друга крыльями, царапались и кричали, а третья сидела на крыше сарая и наблюдала.
– Вы что! – крикнул я в форточку. – Взбесились?!
Напугавшись, одна сорока улетела на крышу сарая, а другая осталась лежать на земле. Я вышел на улицу поглядеть – жива ли?.. (По Ю.Ковалю)
Слайд 11Сороки
С улицы послышался крик, треск и хохот.
Я подбежал к окну
и увидел, что около дома катается по земле клубок, из которого торчат хвосты и перья.
Дрались две сороки. Лупили друг друга крыльями, царапались и кричали, а третья сидела на крыше сарая и наблюдала.
– Вы что! – крикнул я в форточку. – Взбесились?!
Напугавшись, одна сорока улетела на крышу сарая, а другая осталась лежать на земле. Я вышел на улицу поглядеть – жива ли?.. (По Ю. Ковалю)
Слайд 12Приподнявшись, она недовольно зашипела — тебя, дескать, тут не хватало.
Те две
другие сразу закричали, застрекотали:
— Проваливай! Проваливай!
Побитая сорока пыталась объясниться, но ее и слушать не хотели — гнали прочь.
Тут я понял, что это два сорочьих жениха дрались из-за невесты и победитель прогонял теперь побежденного.
Чуть не плача, полетел неудачный жених к лесу и низко летел над землей, вот-вот собираясь опуститься.
Оглянувшись в последний раз, он застрекотал и полетел теперь совсем уж свободно и как будто даже радовался, что так получилось.
Слайд 13Особенность текста
Завершенность -развертывание мысли,
темы повествования,
наличие концовки
Слайд 14ЗАДАНИЕ 3.
Кувшин с листобоем
Сырой землей, опятами, дымом с картофельных полей пахнет
листобой. На речном обрыве, где ветер особенно силен, я подставил под его струю красный глиняный кувшин, набрал побольше листобоя и закупорил кувшин деревянной пробкой, залил ее воском.
Зимним вечером у меня соберутся друзья. Я достану капусту, квашенную с калиной, соленые рыжики. Потом принесу кувшин, вытащу пробку.
Друзья станут разглядывать кувшин, хлопать по его звонким бокам и удивляться, почему он пустой. А в комнате запахнет сырой землей, сладкими опятами и дымом с картофельных полей.
(По Ю. Ковалю)
Слайд 15Кувшин с листобоем
Сырой землей, опятами, дымом с картофельных полей пахнет листобой.
На речном обрыве, где ветер особенно силен, я подставил под его струю красный глиняный кувшин, набрал побольше листобоя и закупорил кувшин деревянной пробкой, залил ее воском.
Зимним вечером у меня соберутся друзья. Я достану капусту, квашенную с калиной, соленые рыжики. Потом принесу кувшин, вытащу пробку.
Друзья станут разглядывать кувшин, хлопать по его звонким бокам и удивляться, почему он пустой. А в комнате запахнет сырой землей, сладкими опятами и дымом с картофельных полей.
(По Ю. Ковалю)
Слайд 16Человек принес жизнь
В зеленой степи есть серый, мрачный островок
– Мертвое поле. С незапамятных времен на этом поле ничего не росло, потому что почва обильно пропитана солью. Над раскаленной глиной поднимались горячие потоки воздуха. Ни былинки, ни кузнечика, ни цветочка – ничего живого не было на Мертвом поле. Никогда не пел над Мертвым полем жаворонок, облетал стороной ворон, и небо над ним было не голубое, а серое.
Но вот пришел на Мертвое поле Человек. Принес корзинку живительного чернозёма, высыпал. Принес вторую, третью, десятую.
Шли дни, месяцы, проходили годы, а Человек с утра до ночи все носил и носил на Мертвое поле чернозём. Он засыпал Мертвое поле и посеял на нем пшеницу.
И произошло чудо. Мертвое поле зазеленело. Зашумела, заколосилась пшеница. Запел кузнечик, серое небо стало голубым, над созревающими колосьями запел жаворонок. Жаворонки всего поля прислушались к его песне. Он пел о том, что нет в мире никого сильнее Человека.
(Автор – Сухомлинский Василий Александрович,
педагог-исследователь)
Слайд 17Рефлексия
Сегодня на уроке
я узнал(а) …
я понял(а)…
я научился(ась)…
Слайд 18Домашнее задание
Изучить материал на страницах учебника 110 -111, 117.
Написать сочинение –миниатюру
на тему «В чем сила человека?»