Слайд 1АНТИТЕЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АНТИТЕЗЫ
Цель: выявление способов выражения антитезы (лексические
и синтаксические средства).
Слайд 2Обогащение словаря учащихся
Задание 1
Продолжите ряд градации.
1. Я не хотел здесь оставаться
ни дня, ни ____.
2. Любите свою страну, ____, ____.
3. Туман окутал молочной пеленой деревья, ____, ____.
4. Ветер поднимал листья с крыльца, ____, крыши сарая.
5. Поднимается шар воздушный выше домов, выше _______, выше _______.
6. Реформы касались каждого человека, каждой ____, всего ______.
7. Следует бережно относиться к водным запасам Земли: к ручейку, _____, ______.
8. Каждый звук, каждое _____, каждая воспринимались по-новому.
Слайд 3Теоретический материал о перифразе:
Перифраза — вторичная номинация; различают логические и образные
перифразы.
При построении логических перифраз используются родовые понятия: знаменитый поэт, создатель русского литературного языка.
При построении образных перифраз используются тропы (метафоры, метонимия): русский Эзоп, солнце нашей поэзии.
Все перифразы (и образные, и логические) имеют ярко выраженный оценочный характер.
Слайд 4Задание: создаем статью словаря перифраз, посвященную М. Ю. Лермонтову.
Автор «Героя нашего
времени»
Автор первого русского психологического романа
Мастер романтического пейзажа
Поэт-романтик
Преемник Пушкина
Поэт с трагической судьбой
Слайд 5Обогащение словаря учащихся
Задание 2
Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми
сочетаниями. Замените их словами с прямым значением.
Старый Свет — Северная Венеция —
Улыбка Фортуны — Предел мечтаний —
Водная артерия — Сердце России —
Мастер пера — Макушка Земли —
Ночное светило — Королева цветов —
Туманный Альбион— Последний шаг —
Закат жизни — Второе дыхание
Гвоздь программы — Лебединая песня —
Слайд 6Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста
ДВА БОГАЧА
Когда при мне превозносят
богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее ... и не соленую, ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Слайд 7Практическая работа
Спишите текст, определив его тип. Какой прием лежит в основе
построения? Какова идея текста?
1616. ...в этот год умерли Сервантес и Шекспир. Но никто в этот год не родился. (Ф. Кривин.)
Выполните упражнение 59
Слайд 8Домашнее задание:
1) Составить сочетания, используя данные слова (синонимы и антонимы):
Истинный —
бесспорный, спорный; талантливый - одаренный, бездарный; нечаянный — случайный, продуманный; расчетливый - практичный, непрактичный; бесчестный — подлый, справедливый.
2) Подобрать к данным словам антонимы, составить с ними предложения:
Бе_счетный, бе_человечный, бе_перспективный, бе_молвный, бе_тактный, бе_культурный, бе_вкусный.
3) Упражнение 72.
4) Индивидуальные задания: подготовить сообщения по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов», используя материал учебника.
Слайд 9Безучастный — не проявляющий или не выражающий участия к кому-чему-н.
Беспризорный —
1.
Лишенный присмотра.
2. Бездомный, живущий на улице.
Бесстрастный — не подверженный страстям, холодный и спокойный.
Безвыходный —
1. полн. форма. О пребывании где-н.: безотлучный, постоянный.
2. Такой, при котором нет выхода, исхода.
Безмолвный —
1. То же, что молчаливый.
2. перен. Не нарушаемый звуками, тихий.
Безнадежный —
1. Не дающий надежд на улучшение, выражающий отсутствие надежды.
2. перен., полн. форма. Неисправимый, полнейший.
2) Морфологический строй текста — «безглагольность». Это обусловлено, возможно, стремлением подчеркнуть неподвижность, неизменяемость, отсутствие действия.
3) Синтаксическая особенность построения четверостишия одно предложение с однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.
4) Определение идеи произведения.