Слайд 1Яд сквернословия или «…как наше слово отзовётся…»
Урок-проект
Группа защитников русского
слова
«ГЗРС» – 6 класс
Руководитель проекта: Цыбина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Выступление с презентацией: Беркман Жасмин. 6 класс
СОШ при Посольстве России в Турецкой республике (Анкара)
Слайд 2Почему мы выбрала эту тему?
Ежедневно мы с вами произносим большое
количество слов, не задумываясь о том, что каждое наше слово несет в себе огромное значение, влияет и на окружающих, и на нас самих.
Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
.
Слайд 3 Цель исследования
Очень часто мы сталкиваемся с такой проблемой, как
употребление детьми в своей речи «плохих слов». Перед взрослыми встаёт вопрос, как реагировать на бранные слова в лексиконе ребят. А самих учеников, так же как их родителей и учителей, волнует проблема кличек и обзывания. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Словесная распущенность приобретает ужасающие масштабы. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.
Хочу выяснить, так ли уж безобидна эта вредная привычка? Как обстоят дела в нашей школе со сквернословием? Хочу попытаться конкретными делами повлиять на проблему, хотя бы на уровне нашей школы.
Слайд 4 План мероприятий
Организовать ГЗРС (группу защитников
русского слова).Составить совместный план действий.
Провести анкетирование среди учащихся нашей школы «Мое отношение к сквернословию».
Выполнить опыты «Сквернословие и здоровье»
Провести лингвистические игры в 4-7 классах.
Принять участие в подготовке открытого урока «Искусство общения» и других школьных мероприятиях по культуре речи.
Провести неделю защитников русского языка от сквернословия, в рамках которой пройдут классные часы в 4-7 классах, где ГЗРС проведет беседы, лингвистические игры, покажет презентацию «Сила слова и яд сквернословия».
Оформить тематический стенд «Давайте говорить на человеческом языке», в котором содержится информация по экологии языка.
Слайд 5Мат, сквернословие – это язык общения с нечистой силой.
В древней Руси
мат являлся не чем иным, как заклинанием, языком общения с нечистой силой.
Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Слайд 6В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова –
мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать, а в конечном счете – на образ Богородицы.
Слайд 7На иконе Божьей Матери «Семистрельная» изображена Богородица, пронзённая стрелами. Стрелы эти
– бранные и матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников-сквернословов и не заступничает о них перед Богом.
Из истории…
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
В наше время в связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах сверстников, считают некоторые, ты можешь выглядеть взрослее, если не подчиняешься запретам. Кроме того, такая лексика является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам.
Вежливые слова
Вежливый человек на Руси должен был не просто ответить на приветствие, но и использовать для каждого случая этикетную формулу.
Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – означает пожелание добра, здоровья. «Спасибо» – спаси Бог. Слова эти представляли собой когда-то не простую форму вежливости, а настоящее магическое заклинание. Причем произносивший верил, что его пожелание обязательно сбудется.
Такие же ласковые слова приветствия – «ДОБРОЕ УТРО», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ», «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР». В них – пожелания добра и благополучия.
Слайд 10Сквернословие и здоровье
Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди,
сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем- и, наконец, ломается сама жизнь.
Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Слайд 11 Итак, слово – не просто набор звуков, выражающих мысль.
Ученые разных стран изучали воздействие человеческой речи ……
НА ВОДУ
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
ЭТОЙ ВОДЕ сказали « СПАСИБО»
Частицы воды выстроились в красивые структуры, похожие на объемные снежинки.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода может меняться под воздействием слова и даже мысли.
«ИЗВИНИ»
Слайд 13Молекулы воды выстроились в спутанные, рваные клочки.
«Дурак»
«Ты мне противен»
Слайд 14
Я решила провести похожий опыт над водой и рисом.
Налила в две баночки немного воды. Первую - я заговаривала с помощью добрых слов: «спасибо», «добро», «любовь», а над второй произносила слово «дурак» в течение месяца. Затем я поместила в эту воду рис и проделала то же самое. Вот что у меня получилось…
Слайд 15Вода с рисом в 1-ой баночке, заговорённая хорошими словами, покрылась
пузырчатой пленкой и начала издавать сильный и приятный запах.
А рис во 2-ой баночке, над которым произносилось бранное слово, покрылся чёрными пятнышками.
Слайд 16Социологический опрос среди школьников нашей школы
Мы провели социологический
опрос среди учащихся нашей школы (5-11 классы). Для этого была составлена и запущена анкета «Моё отношение к сквернословию» с 9-ю вопросами. В анкетировании приняли участие 43 учащихся. В результате можно сделать несколько выводов.
Отрицательное отношение к сквернословию.
Слайд 17Анкета «Моё отношение к сквернословию» (начало)
Слайд 18Анкета «Моё отношение к сквернословию» (продолжение)
Слайд 19 Выводы из анкеты
В
целом в нашей школе, как видно из социального опроса, дела с культурой речи обстоят неплохо. Радует, что большинство учащихся знают (71 %), какие душевные качества им надо в себе развивать, и что 78 % родителей не обзывают своих детей бранными словами.
Но проблемы всё-таки есть. Настораживает то, что немалое количество учащихся (43%) относятся к ругательствам спокойно. А это значит, что они, если и сами не ругаются, то допускают сквернословие в своём присутствии. Многие слышат бранные слова от взрослых (35 %) и от друзей – 27 %. Больше половины опрошенных (67%) не знают, что такое духовность. 72 % не знают или думают, что сквернословие не вредит здоровью, что подтверждает : наша тема актуальна.
Попробуем побороться с проблемами словами и делами.
дела. Игра по культуре речи
«Поле лингвистических открытий»
6 класс
5 класс
4 класс
7 класс
Слайд 21Практические дела. Открытый урок по культуре речи «Искусство общения»
Слайд 22Практические дела. Неделя защиты русского языка от сквернословия.
Классные часы в 4- 7 классах, проведённые «ГЗРС»
Старшие классы. Акция «Открытое письмо»
Слайд 23Практические дела. Тематический стенд
«Давайте говорить на человеческом языке»
Слайд 24Духовность и бездуховность.
Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют
своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки в духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.
Пути к духовному здоровью
- Заведите словарь хороших слов!
- Сообщите знакомым, чтобы перестали сквернословить в вашем присутствии.
- Перестаньте посещать места и просматривать передачи, где используется засоренная речь.
- Для очистки лексикона читайте книги классиков!
- Заведите новые знакомства, если ваши друзья ругаются или обзываются и не хотят считаться с вашим мнением.
- Пишите сочинения или ведите дневник, развивайте дар слова.
-
Слайд 25 Выводы
У того, кто
сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты, здоровья, счастья, везения, ясности мыслей, поступков, любви ваших близких.
Я для себя сделала следующие выводы. Подумай, прежде чем сказать: зачем я это говорю? для чего? Слово не должно быть злым, осуждающим. Ничего нельзя говорить с целью уязвить ближнего. Если не спрашивают, не говори. Не торопись с ответом.
Как же жить?- спросите вы. Мне понравилось, как на этот вопрос в шутливом тоне ответил старец Авросий Оптинский : «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение»