Слайд 1Брэйн-ринг
По русскому языку
Для учащихся 9 класса
Слайд 2Тема брэй-ринга
«Фразеологизмы»
Цель занятия: Пополнить лексический запас слов учащихся,развивать интерес к языку
«
Нет слова, которое было
бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под
самого сердца, так бы
кипело и животрепетало,
как метко сказанное
русское слово»
(Н.В.Гоголь)
Слайд 3Вступительное слово учителя:
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с
одним словом «рука» имеется более 50-ти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них.
Валится из рук
Голыми руками взять
Дать по рукам
Из рук в руки
Лёгкая рука
Не покладая рук
Мастер на все руки
Подать руку
Слайд 4К фразеологическим высказываниям относятся пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей,
ученых, общественных деятелей, ставших крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят: Цыплят по осени считают, когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела.
Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении. Например, живи для людей, поживут и люди для тебя.
Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились еще в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок.
Слайд 5Игра «Кто быстрее?»
Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами
Дать:
Дать голову на отсечение, дать слово,
дать задний ход, дать по шапке, дать жару.
Взять:
Взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять
за горло, взять в оборот.
Выйти:
Выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту,
выйти в люди, выйти из себя.
Держать:
Держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро.
Слайд 6Замените фразеологизмом
Очень много людей в тесном помещении( как сельдей в бочке)
Быть
в постоянных хлопотах( вертеться как белка в колесе)
Ничего не действует на кого-либо( как с гуся вода)
Очень быстро бежать( лететь как стрела)
Рухнуть тяжело, всем телом ( повалиться как сноп)
Появляться быстро, в большом количестве (как грибы после дождя)
Чувствовать себя неловко( не в своей тарелке, сидеть как на иголках)
Проливной дождь, ливень( льет как из ведра)
Все видно очень ясно, отчетливо( видно как на ладони)
Тщательно, заботливо охранять что-либо( беречь как зеницу ока)
Слайд 7Игра «Назови одним словом»
Как снег на голову(внезапно)
Делать вид(притворяться)
Прийти на выручку(выручить)
Дать знать(сообщить)
Подать
весть(известить)
Прийтись по вкусу(понравиться)
Воспрянуть духом(ободриться)
Идти на лад(налаживаться)
Диву даваться(удивляться)
Вылетело из головы(забыл)
Брать начало(начинать)
Не сносить головы(несдобровать)
Спустя рукава(небрежно)
Слайд 8Игра «Кто быстрее?»
Нос
Задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на
носу, встретиться носом к носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, бояться нос показать.
Голова
Морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, голова идет кругом, свалить с больной головы на здоровую.
Глаз
Мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи.
Зуб
Говорить сквозь зубы, иметь зуб, зуб за зуб не попадает, в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой.
Нога
Унести ноги, встать на ноги, встать с левой ноги, одна нога здесь, другая там.
Слайд 9Найти пару к данным фразеологизмам
Подберите фразеологизмы-антонимы
Хоть иголки собирай( не зги не
видно)
Заваривать кашу( расхлебывать кашу)
По чайной ложке (одним духом)
Коломенская верста (от горшка два вершка)
Чуть свет( на ночь глядя)
Повесить нос (воспрянуть духом)
Жить душа в душу( как кошка с собакой)
Слайд 10Шуточные вопросы
Из какого фразеологизма могли бы заключить, что у человека не
две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
Есть ли ноги у газеты? (Есть, когда ее держат вверх ногами)
В каком фразеологизме враги именуются друзьями? (ненавидят друг друга)
Существует фразеологизм «повесить нос». А какой фразеологизм указывает ,куда именно его надо вешать? (Повесить нос на квинту)
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?(знать как дважды два)
Что общего в словах: дуга, бараний рог, в три погибели? (согнуть)
Слайд 11Игра «Кто больше?»
Необходимо подобрать как можно больше пословиц и поговорок ,связанных
с временами года
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весною час упустишь-годом не наверстаешь.
Летом без дела сидеть-зимой хлеба не иметь.
Весна припасает, а зима поедает.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Зима спросит, что летом делал.
Зимой льдом не дорожат.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В зимний холод всякий молод.
Февраль-месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Ни в марте воды, ни в апреле воды.
Холоден сентябрь да сыт.
Слайд 12А вот загадки-складки
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О
них обычно говорят(водой не разольешь).
Мы исходили городок буквально (вдоль и поперек),
И так устали мы в дороге, что (еле волочим ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют( кто в лес, кто по дрова).
Ребята слушать их не станут,
От этой песни(уши вянут).
Слайд 13Закончите начатые пословицы
Любишь кататься-(люби и саночки возить).
Тише едешь-(дальше будешь).
Свет победит тьму,
а мир-(войну).
Лучше умереть с честью, чем (жить с бесчестьем).
Не спеши языком,(торопись делом).