Презентация, доклад по русскому языку на тему Имя прилагательное

Содержание

Тема: «Имя прилагательное»

Слайд 1Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы 
адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно

организованном обществе.

Лев Владимирович Щерба (1880-1944 г.)
Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.Лев Владимирович Щерба (1880-1944 г.)

Слайд 2Тема:
«Имя прилагательное»

Тема: «Имя прилагательное»

Слайд 3Цель:
Знать:
- лексико-грамматические разряды
имени прилагательного;
- правила написания имени


прилагательного.

Уметь:
- применять эти правила на письме.
Цель: Знать: - лексико-грамматические разряды имени прилагательного; - правила написания имени прилагательного. Уметь: - применять эти правила

Слайд 4Входной контроль:
Дайте определение понятию «Имя существительное».
Как изменяется имя существительное?
Расскажите о

склонении имени существительного.
Расскажите о правописании «НЕ» с существительными.
Входной контроль: Дайте определение понятию «Имя существительное».Как изменяется имя существительное?Расскажите о склонении имени существительного.Расскажите о правописании «НЕ»

Слайд 5Содержание темы урока:
Лексико-грамматические разряды
Степени сравнения
Правописание «н» и «нн»
Правописание «не» с

прилагательными
Морфологический разбор
Содержание темы урока: Лексико-грамматические разрядыСтепени сравненияПравописание «н» и «нн»Правописание «не» с прилагательнымиМорфологический разбор

Слайд 6Имя прилагательное- это самостоятельная часть речи, которая
обозначает признак предмета и

отвечает на вопросы: какой? чей?
Изменяется по числам, родам, падежам.

Может иметь краткую форму.
В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Имя прилагательное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?Изменяется по

Слайд 8Качественные:
1) Характеризуют свойства самого предмета.
Например: синий, горячий

2) Имеют полную и краткую

форму.
Например: высокий –высок

3) Имеют степени сравнения.
Например: высокий-выше-высочайший, самый высокий

4) Обладают формами субъективной оценки.
Например: синий-синенький-синеватый

5) Образуют антонимичные пары.
Например: высокий-низкий

6) Сочетаются с наречиями меры и степени.
Например: очень высокий
Качественные:1) Характеризуют свойства самого предмета.Например: синий, горячий2) Имеют полную и краткую форму.Например: высокий –высок3) Имеют степени сравнения.Например:

Слайд 9Качественные:
7) Могут управлять зависимым словом.
Например: добрый (к кому?)…

8) Выступают производной основой

для отвлеченных
имён существительных при помощи суффиксов
-ЕВ-, -ИЗН-, -ОТ-, -ОСТЬ-, -СТВ-.
Например: белый - белизна, синий - синева,
черный - чернота, смелый - смелость,
богатый - богатство

9) Выступают производной основой для наречий при
помощи суффиксов - О, - Е, -И.
Например: высокий – высоко

Качественные:7) Могут управлять зависимым словом.Например: добрый (к кому?)…8) Выступают производной основой для отвлеченных имён существительных при помощи

Слайд 10Относительные:
1)Не обладают ни одним из признаков, характерных
для качественных прилагательных.

2) Указывают

на отношение одного предмета к другому.
Например: медный таз - таз из меди

3) Можно подобрать синонимичные словосочетания.
Например: каменный забор - забор из камня,
мясной бульон - бульон из мяса, приморский город -
город около моря, январский мороз - мороз в январе
Относительные:1)Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных.2) Указывают на отношение одного предмета к другому.Например:

Слайд 11Притяжательные:
Выражают принадлежность чего-либо лицу или
животному
Образуются
1) от одушевленных имён существительных

при помощи
суффиксов - ОВ-, ЕВ-, ИН-, ЫН-, -ИЙ-.
Например: Петр - петров, дядя - дядин, заяц - заячий

2) от фамилий и названий населенных пунктов при
помощи суффикса -СК-,{-ОВСК-, -ИНСК-, -ЕНСК-}
Например: Чехов - чеховский, Саратов - саратовский,
Пётр - Петровский, Чита - читинский.

Притяжательные:Выражают принадлежность чего-либо лицу или животномуОбразуются 1) от одушевленных имён существительных при помощисуффиксов - ОВ-, ЕВ-, ИН-,

Слайд 15НАПИСАНИЕ «Н» И «НН» В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
«Н»
Прилагательные не образованные от других частей

речи: юный, синий, рьяный
Прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, куриный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный
Прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -н-, -ен- и не имеющие зависимых слов: груженые вагоны, вязаная кофта, жареные караси. Исключения: желанный, священный, негаданный, данный, неслыханный
НАПИСАНИЕ «Н» И «НН» В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ«Н»Прилагательные не образованные от других частей речи: юный, синий, рьяный Прилагательные с

Слайд 16НАПИСАНИЕ «Н» И «НН» В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
«НН»
Прилагательные, образованные от существительных с основой

на -н с помощью суффикса -н-: лимонный (лимон+н), машинный (машина+н)
Прилагательные с суффиксами -енн-, -онн-: клюквенный, революционный. Исключение: ветреный
При наличии приставок: безветренный

В кратких прилагательных -Н- и -НН- пишутся в соответствии с полной формой:
Травы зелены (зеленый). Дорога длинна (длинный)
НАПИСАНИЕ «Н» И «НН» В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ«НН»Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н-:

Слайд 17Упражнение №1
Определите разряд прилагательного:

голубой абажур, деревянный карниз, каменный предмет, вчерашняя газета,

медвежья берлога, волчий хвост, грустный взгляд, опасное состязание, гусиная кормушка, золотое кольцо, январский день, темная туча, звонкий смех, верблюжья колючка, талантливый художник.
Упражнение №1Определите разряд прилагательного:голубой абажур, деревянный карниз, каменный предмет, вчерашняя газета, медвежья берлога, волчий хвост, грустный взгляд,

Слайд 19Упражнение №2
Образуйте прилагательные в форме простой и составной превосходной степени:
Образец:

Красивый - красивейший, самый красивый.

Сильный, слабый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, легкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.
Упражнение №2Образуйте прилагательные в форме простой и составной превосходной степени: Образец: Красивый - красивейший, самый красивый.Сильный, слабый,

Слайд 20Упражнение №3
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных.

Исправьте их.

1) Наши космические корабли открыли человечеству путь к еще глубшему познанию тайн природы. 2) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести.
3) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 4) Ольга была более моложе Татьяны.
5) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 6) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.
Упражнение №3Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Исправьте их.1) Наши космические корабли открыли

Слайд 21Правильный вариант (Упражнение №3):
1) Наши космические корабли открыли человечеству путь к

еще более глубокому познанию тайн природы. 2) Речь бабушки ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 3) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки сильнейшее впечатление. 4) Ольга была моложе Татьяны. 5) Из- за ливней экспедиция работала в более трудных условиях. 6) Домой мы возвращались кратчайшей дорогой.
Правильный вариант (Упражнение №3):1) Наши космические корабли открыли человечеству путь к еще более глубокому познанию тайн природы.

Слайд 22Упражнение №4
Спишите, вставляя пропущенные буквы «н» или «нн». Обозначьте производящую основу

и суффикс, при помощи которого образовано прилагательное.

Серебря_ый, глиня_ый, пчели_ый, бараба_ый, дровя_ой, карма_ый, стекля_ый, карти_ый, соломе_ый, кожа_ый, весе_ий, племе_ой, ледя_ой, полотня_ый, време_ый, оловя_ый, клюкве_ый, тума_ый, ветре_ый, мужестве_ый, кури_ый, лебеди_ый, cови_ый, письме_ый, лимо_ый, гружё_ые.
Упражнение №4Спишите, вставляя пропущенные буквы «н» или «нн». Обозначьте производящую основу и суффикс, при помощи которого образовано

Слайд 23Правописание «НЕ» с прилагательными.
Нелёгкий диктант хорошо написали все ученики нашего класса.
В

пути нас настигла ненастная погода.
Малышу купили не дорогую, а дешёвую игрушку.
Нисколько не интересная книга.

Прочитайте предложения и сформулируйте правило:

Правописание «НЕ» с прилагательными.Нелёгкий диктант хорошо написали все ученики нашего класса.В пути нас настигла ненастная погода.Малышу купили

Слайд 24Вопросы:
1.Имя прилагательное-это
2.Лексико-грамматические разряды имени прилагательного-
3.Степени сравнения имени прилагательного-
4.Одна и две буквы

«Н» пишутся-
5.Правописание «не» с прилагательными-
Вопросы:1.Имя прилагательное-это2.Лексико-грамматические разряды имени прилагательного-3.Степени сравнения имени прилагательного-4.Одна и две буквы «Н» пишутся-5.Правописание «не» с прилагательными-

Слайд 25Домашнее задание:


Сделать морфологический разбор
имени прилагательного:

После купанья мы лежали на горячем

от южного солнца песке.
Домашнее задание:Сделать морфологический разбор имени прилагательного:После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке.

Слайд 26Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть