Слайд 3Тема урока
«Местоимение как часть речи»
Слайд 4Цели урока:
- дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими
признаками;
- научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определить их роль в тексте
Слайд 51. Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.
3. Синтаксическая
роль (роль в предложении).
Слайд 6Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на
плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
Слайд 7МЕСТОИМЕНИЕ — часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество,
но не называет их.
Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?
Слайд 8Задание 1. Просклоняйте местоимение ОН (Максим)
Задание 2. Определить род
и число местоимения в словосочетании ТАКАЯ (солнечная) погода.
ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, родам и числам.
Слайд 9Группа № 1.
В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано
утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.
Слайд 10Группа № 2.
Я выхожу на поляну. За поляной – густой
старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.
Слайд 11Группа № 3.
Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был
окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.
Слайд 12Группа № 4.
Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша
и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.
Слайд 13Группа № 5.
Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп
с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.
Слайд 14Группа № 6.
У Мамина-Сибиряка много сказок для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить
детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.
Слайд 15Вопрос 1.
Каково общее грамматическое значение местоимений?
а) обозначают предмет и его признак;
б)
указывают на предметы, признаки или количества, но не называет их;
в) обозначают количество и порядок при счете.
Слайд 16Вопрос 2.
На какие вопросы отвечают местоимения?
а) Кто? Что?
б) Какой? Чей?
в)
Сколько?
г) на все перечисленные
Слайд 17Вопрос 3.
Как могут изменяться местоимения?
а) по числам и родам;
б) по числам
и падежам;
в) по числам, родам и падежам.
Слайд 18Вопрос 4.
Каким членом предложения может быть местоимение?
а) только подлежащим и дополнением;
б)
только подлежащим;
в) подлежащим, дополнением и определением.
Слайд 19Вопрос 5.
На сколько разрядов делятся все местоимения?
а) 8
б) 9
в) 10
Слайд 20Проверьте себя!
1. б
2. г
3. в
4. в
5. б