Слайд 1Сочинение – письмо.
Урок русского языка для 5 класса.
Учитель Алибаева У.Х.
Слайд 2 ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- Формировать умение написания сочинения в эпистолярном жанре; развивать
устную и письменную речь учащихся.
Развивающие:
- развивать способности к быстрой адаптации в новых условиях.
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать материал;
- развивать творческие способности;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать навыки связной речи;
Воспитательные:
- формировать коммуникативные качества учащихся;
- формировать навыки совместной деятельности, умение работать в группе;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать отношение взаимопомощи и чувство ответственности;
- формировать интерес к предмету.
Слайд 3СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Здра…ствуйте,
(до) св…дания,
сп…сибо,
бу…ьте добры,
п…жал…йста,
д…р…гой,
п…здравляю,
бл…г…дарю.
Слайд 4 Новые слова:
Адрес, адресАт, адресАнт,
конвЕрт, пОчта, почтальОн,
мАрка, штЕмпель,
дрУжеское послАние,
эпистолЯрный жанр.
Слайд 5 «Письмо из прошлого»
Чтение учителем письма
А.П.Чехов»Ванька»
( На деревню дедушке).
Слайд 6 Особенности
сочинения-письма.
1)
обязательные элементы рамочной структуры: начало (приветствие,
обращение к адресату) и окончание (прощание, подпись адресанта, дата);
2) повествование в 1-лице с преобладанием прямой речи;
3) обращения ( многократные ) к адресату и наличие местоимений 2-го лица ( ты/ вы );
Слайд 7
Памятка.
Необходимо соблюдать правила написания личного письма.
1. Обдумать
письмо: кому? что? когда? как? зачем? сколько?
2 . Чётко представлять основные компоненты письма: Начало: дата в уголке, место, откуда письмо, и форма обращения к адресату.
Слайд 8 Основная часть.
сугубо личная информация,
просьба,
пожелания,
вопросы,
приветы родным и
знакомым,
пожелания.
Слайд 9
Общепринятые формы
расположения текста
1). Обращение посредине листа.
2). Каждый
новый пункт пишется с красной строки.
3). Дата пишется с левой стороны , подпись- с правой.
4) . Если обращаетесь в письме на ты, пишете местоимение с маленькой буквы; если обращаетесь на Вы, пишете местоимение с заглавной буквы.
Письмо пишем литературным языком.
Слайд 10 Особенности сочинения - письма.
1) обязательные элементы
рамочной структуры: начало (приветствие,
обращение к адресату) и окончание (прощание, подпись адресанта, дата);
2) повествование в 1-лице с преобладанием прямой речи;
3) обращения ( многократные ) к адресату и наличие местоимений 2-го лица ( ты/ вы );
4) композиционно-речевой тип особого, диалогического монолога;
5) тема-рематическая структура письма, т. е. поступательное прибавление новой информации;
6) логичность и аргументированность изложения;
7) искренность, исповедальный тон автора;
8) эмоциональность и экспрессивность адресанта.
Слайд 11 Пример письма
Милая тетушка!
Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время, при моих стесненных обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за искусство которого спешу извиниться, выразить все, что я чувствую к Вам.
Примите же, дорогая тетушка, мое поздравление с Новым годом и поверьте, что в глубине моего сердца я желаю Вам больше, чем могу выразить в письме.
Слова не значат так много, как поступки, которыми я постараюсь доказать всю глубокую привязанность.
До свидания, Бог даст, до скорого.
Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.
Слайд 12 Домашнее задание
Написать письмо другу
( подруге).
Желаю успехов!
Слайд 13 Использованная литература
1). Е.М. Виноградова «Закономерности и аномалии
эпистолярного
повествования в художественном произведении» РЯШ . 1991 № 6
2). Е.М. Виноградова «О письме как литературном жанре» РЯШ. 2005 . №2
3). АН Попова « Письмо как жанр ученического сочинения» РЯШ. 2007 . № 4
4). Л А Введенская « Русский язык и культура речи» Ростов- на - Дону
Феникс .2006