Презентация, доклад по русскому языку на тему: Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Морфемная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении и грамматических признаках (5 класс)

Содержание

ЦЕЛЬ: 1.Общеобразовательная: -формирование определения языковых признаков на основе анализа морфемной модели; - обобщение знаний о морфемах; - обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; - совершенствование навыка морфемного

Слайд 1  ТЕМА: Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство, морфемная модель как

схема морфемного построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении и грамматических признаках. Учитель русского языка и литературы МБОУООШ№9 Иванишина Нина Федоровна.
  ТЕМА: Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство, морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной

Слайд 2ЦЕЛЬ: 1.Общеобразовательная: -формирование определения языковых признаков на основе анализа морфемной модели; - обобщение знаний

о морфемах; - обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; - совершенствование навыка морфемного разбора слова. 2. Развивающие: - помочь учащимся осознать взаимосвязь морфемики и орфографии, сформировать умение устанавливать взаимосвязи языковых явлений, сравнивать, обобщать, сопоставлять; - формирование навыков монологической
устной речи научного стиля, логического
мышления. 3. Воспитательные: - воспитание культуры поведения
ЦЕЛЬ: 1.Общеобразовательная: -формирование определения языковых признаков на основе анализа морфемной модели; - обобщение знаний о морфемах; -

Слайд 41. Шарады
А) Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди

приставку мне,
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

Б) Корень тот же, что в слове СКАЗКА, суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК, приставка та же, что в слове РАСХОД.

В) Корень – из слова ПРИВЕТСТВИЕ, приставка – из слова ОТЛИЧНИК, суффиксы взяты из слов МУЖЕСТВО, ОТКРОВЕННЫЙ, СМЕЛОСТЬ .
1. ШарадыА)   Корень мой находится в ЦЕНЕ,	В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,	Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все

Слайд 5






А сейчас решим кроссворд, чтобы проверить знания по теме «Однокоренные слова»

(слайд №2):
1. Жилое здание
2.Маленький дом.
3.Слово с уменьшительно- пренебрежительным оттенком, образованное от слова дом.
4.Очень большой дом.

А сейчас решим кроссворд, чтобы проверить знания по теме «Однокоренные слова» (слайд №2):1. Жилое здание2.Маленький дом.3.Слово с

Слайд 6




Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.
Родник, Родина, родит, народ, родня, родинка,

родитель, родной
Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.Родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной

Слайд 7Выпишите слова с приставкой ПО- :
Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать

Выпишите слова с приставкой ПО- :Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать

Слайд 8Вот беда: на пути к «Суффиксальному полю» разрушился овраг, по одну

сторону оврага остались суффиксы, а по другую – слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться, и сказать, какое значение вносит суффикс в слово:
-к- река, путь, рука, диван, заяц, лететь,
-ик- читать, лесной, паркет
-онк-
-ник-
-чик-
-тель-
-еньк-
-ищ-
Вот беда: на пути к «Суффиксальному полю» разрушился овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, а по

Слайд 9Выпишите слова с одинаковым окончанием:
домов, коров, столов, голов, степей, ночей, юношей

Выпишите слова с одинаковым окончанием:домов, коров, столов, голов, степей, ночей, юношей

Слайд 10Объяснение нового материала.
Очень многое о слове можно узнать по морфемной модели,

в которой указываются все значимые части слова, кроме корня.
-оват-ую рассказывает, что за ней скрыты имена прилагательные со значением «немного, чуть-чуть» единственного числа, ж.р. винительного падежа .
Кисловатую, горьковатую.
-ист – ами - сущ. м. р. велосипедистами, хоккеистами- мн. ч. тв. П
ист-к-ой – сущ ж.р. 1 скл. велосипедисткой, волейболисткой ед. ч тв. п
За каждой моделью скрыто большое количество слов.
КОРЕНЬ - общая часть всех родственных слов: лес, лесок, лесник, лесной.
Объяснение нового материала.Очень многое о слове можно узнать по морфемной модели, в которой указываются все значимые части

Слайд 11----чик-

-батон-
-вагон-
-карман-
-лимон-
-диван-
-графин-
-кувшин-
Корневая морфема заключает в себе общее
значение родственных слов.

----чик-                -батон-

Слайд 12Проговорить скороговорки.
1. Ткет ткач ткани на ткацком станке Тани.
2.Прилунился лунолет,

в лунолете- луноход.
3. Скороходы скоро ходят,
скороварки им подходят.
5. Варвара варенье варила, да не выварила.

Проговорить скороговорки.1. Ткет ткач ткани на ткацком станке Тани. 2.Прилунился лунолет, в лунолете- луноход.3. Скороходы скоро ходят,

Слайд 13Прочтите текст:
Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами.

Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала² (в)к…рзинку еловые шишки.
У девоч(?)ки были з…леноватые гл…за и (в)них отражался огонь осиновых лист(?)ев4.
Она пр…водила охотника (до)избушки л…сника.
Прочтите текст:		Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами. Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала²

Слайд 14Единицы языка
Звук – единица восприятия,
Морфема – единица значения,
Слово – назывная единица,
Словосочетание

– мельчайшая единица, в которой обнаруживаем грамматические закономерности,
Предложение – единица выражения мысли, общения.

Единицы языкаЗвук – единица восприятия,Морфема – единица значения,Слово – назывная единица,Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаем

Слайд 151. Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы, расставьте недостающие знаки

препинания и графически объясните их
2. Проверим, как справились с заданием те, кто работал у доски самостоятельно
3. Докажите, что это текст.
4. Укажите средства связи предложений.
5. Озаглавьте текст.
6. Найдите в тексте однокоренные слова. Чем они отличаются по составу.
7. Укажите формы одного и того же слова.
8. Назовите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какой частью речи они являются?
9. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания и графически объясните их2. Проверим,

Слайд 16ТЕСТ:
Найди форму слова ТРУДНЫЙ:
А) трудному;
Б) труднейший;
В) потрудиться;
Г) трудность

2.Найдите однокоренные слова к

слову МЕЧТА:
А) мечты;
Б) мечтой;
В) мечтать;
Г) нет такого слова

3.Найди слово с суффиксом –Н-:
А) мечтательный;
Б) крупный;
В) апельсиновый;
Г) караван

ТЕСТ:Найди форму слова ТРУДНЫЙ:А) трудному;Б) труднейший;В) потрудиться;Г) трудность2.Найдите однокоренные слова к слову МЕЧТА:А) мечты;Б) мечтой;В) мечтать;Г) нет

Слайд 174.Найди слово с буквой О после шипящей в корне слова:
А) щ…лкнуть;
Б)

ш…л;
В) ш…рох;
Г) ж…лудь

5.Найди слово с буквой Ё после шипящей в корне слова:
А) ш…в;
Б) ч…рный;
В) крыж…вник;
Г) ш…колад
 
4.Найди слово с буквой О после шипящей в корне слова:А) щ…лкнуть;Б) ш…л;В) ш…рох;Г) ж…лудь5.Найди слово с буквой

Слайд 186.Найди слово с Ы после Ц:
А) ц…ркуль;
Б) ц…ферблат;
В) ц…пленок;
Г) ц…рк
 
7.Где слова

однокоренные:
А. снег - снежный
Б) резать – резкий;
В) дом – домовитый;
Г) лес -лесной
6.Найди слово с Ы после Ц:А) ц…ркуль;Б) ц…ферблат;В) ц…пленок;Г) ц…рк 7.Где слова однокоренные:А. снег - снежныйБ) резать –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть