Слайд 1Тема:
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения»
Урок русского языка в 8 классе
Слайд 2Цель урока
повторить сведения о словосочетании и предложении;
Систематизировать знания о главных
и второстепенных членах предложения,
Углубить понятие « предложение»,
Обучать использовать различные виды предложения в своей речи,
Вести наблюдение над предложениями поэтической речи, текста художественного стиля,
Осознавать необходимость правильного использования средств языка в своей речи, вести диалог с собеседником.
Слайд 3целеполагание
…формулировать проблему текста;
…определять авторскую позицию;
…формулировать собственную позицию;
…находить доводы в защиту своей
точки зрения;
…связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
…оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
…отвечать аргументированно;
…писать сочинение;
…работать в коллективе и т.д.
Слайд 4Поэтическая минутка
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом
небеса.
И. Бунин.
Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-
Видно, есть мороз.
А. Фет
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И. Никитин
Слайд 5 Поэтическая минутка
Зима!... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях
обновляет путь…
А. Пушкин
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни;
Жди в парчу одета,
Нового расцвета…»
М. Пожарова.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит –хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Слайд 6Ключевые понятия темы
синтАксис и пуНКТуАцИя
словОсОчЕтание
распрОстрАнеННые и
НЕраспрОстрАнеННые предлОжения
граММатическая основа предлОжения
второстепеННые члены
предлОжения
Слайд 7Синтаксический разбор
На празднике зимы красуется земля и нас приветствует живительной
улыбкой.
Слайд 8Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на
лесные озера. В лесах было торжественно, светло и тихо. Мы бродили по ним до сумерек, обошли знакомые места.
На маленьком озере всегда плавало много ряски. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная,- вся ряска опустилась на дно.
У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень. Камень упал на лед, лед зазвенел, плотицы, блеснув чешуёй, метнулись в глубину. Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники.
Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.
В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег…
Зима начала хозяйничать над землей…
К. Паустовский.
Слайд 9Анализ текста
Тема текста –
Основная мысль текста.
Стиль текста
Тип текста
Слайд 10Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
Какие виды сказуемого встретились в тексте?
Найдите
в тексте эпитеты.
Выделите несогласованные определения
Выпишите обстоятельства, определите вид
К существительному зима подберите приложения
Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использует Паустовский?
Слайд 11рефлексия
Оцени свою работу на уроке
Слайд 12Оцените свою работу
- легко определяю главные и второстепенные члены предложения,
могу составить предложения, правильно выполняю синтаксический разбор предложения
- легко определяю главные и второстепенные члены предложения, но испытываю затруднения в синтаксическом разборе предложения и анализе текста
-испытываю затруднения в различении главных и второстепенных членов предложения и синтаксическом разборе
Слайд 13Составить синквейн на тему «Предложение»
Выполнить самостоятельную работу
Напишите сочинение-миниатюру о своем любимом
времени года.
Домашнее задание
Слайд 14 Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание
синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.