Презентация, доклад по русскому языку на тему Сжатое изложение(9 класс)

Содержание

*Тема: Сжатое изложение «Святые места» с элементами сочинения. Цели и задачи урока: 1) развивать умение сжато излагать услышанный текст, используя разные виды компрессии

Слайд 1*
Обучение сжатому изложению
Урок русского языка в 9 классе

*Обучение сжатому изложениюУрок русского языка в 9 классе

Слайд 2*
Тема: Сжатое изложение «Святые места» с элементами сочинения.
Цели и задачи урока:

1) развивать умение сжато излагать услышанный текст, используя разные виды компрессии текста; 2) формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, давая оценку поднятым в нем проблемам; 3) овладеть понятиями «святой», «свято», «святые места», «святыни».
*Тема: Сжатое изложение «Святые места» с элементами сочинения.   Цели и задачи урока:

Слайд 3*
Алгоритм написания сжатого

изложения Первое слушание. Задачи:
*  Алгоритм написания сжатого

Слайд 4*
Пауза (7-10 мин.)

Задачи: 1. Запись ключевых слов и словосочетаний 2. Составление плана
*Пауза (7-10 мин.)             Задачи:

Слайд 5*
Второе слушание

Задачи: Проверить, правильно ли запомнили текст, последовательность микротем, все ли микротемы определены и выделены. Определить проблемы, поднятые в тексте. Корректировать план.
*Второе слушание             Задачи: Проверить, правильно

Слайд 6*
Написание чернового варианта
Редактирование (отметить на полях, что проверить по словарю)

*Написание чернового вариантаРедактирование (отметить на полях, что проверить по словарю)

Слайд 7*
Написание белового варианта
Самопроверка с использованием орфографического словаря

*Написание белового вариантаСамопроверка с использованием  орфографического словаря

Слайд 8*
Способы и приемы компрессии текста
Способы сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;


2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
*Способы и приемы компрессии текстаСпособы сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3)

Слайд 9*
Приемы сжатия текста:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных

членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
*Приемы сжатия текста:  1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;  2) образование сложного

Слайд 10*

Святые места

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно — как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Бла­женного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать. (В.М.Песков) (367 слов)

*

Слайд 11*
Справка
В.М.Песков (14.03.1930) – писатель-публицист, обозреватель «Комсомольской правды», автор многочисленных публикаций о

природе. Пишет на темы морали и нравственности.
*Справка     В.М.Песков (14.03.1930) – писатель-публицист, обозреватель «Комсомольской правды», автор многочисленных публикаций о природе.

Слайд 12*
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) - памятник русской архитектуры. Построен в

1555-1560 гг зодчими Бармой и Постником в ознаменование покорения Казанского ханства (1552) Иваном IV (Грозным) (1530-1584)
*Храм Василия Блаженного (Покровский собор) - памятник русской архитектуры. Построен в 1555-1560 гг зодчими Бармой и Постником

Слайд 13*
Анализ текста и составление плана
1.Какова

тема текста и его основная мысль? Как соотносится с ними заголовок? 2. Какие еще проблемы поднимаются в тексте? 3. Что значит бережно относиться к народным ремеслам, именам и могилам героев? 4. Каков тип текста и стиль речи? 5. Какой вывод завершает текст?

Примерный план 1. Из чего вырастает любовь к Родине? 2. Поездка в Москву на первую получку. 3. Ни в одном городе нет площади такой красоты, строгости, своеобразия. 4. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? 5. Красная площадь – святое место. 6. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. 7. Бережного отношения требуют все святыни. 8. Любовь надо воспитать.

*Анализ текста и составление плана      1.Какова тема текста и его основная мысль?

Слайд 14*
Повторное чтение текста
Задание: Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Какие проблемы

подняты автором в данном тексте?»
*Повторное чтение текстаЗадание: Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Какие проблемы подняты автором в данном тексте?»

Слайд 15*
Работа над компрессией текста
Сжатое

изложение должно быть коротким, но полным по содержанию, т.е. передавать все микротемы текста. - Сколько микротем в тексте?
*Работа над компрессией текста         Сжатое изложение должно быть коротким,

Слайд 16*
- Какова первая микротема? Из скольких предложений она состоит?

Из одного вопросительного предложения «Из чего вырастает человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?»
*- Какова первая микротема? Из скольких предложений она состоит?    Из одного вопросительного предложения «Из

Слайд 17*
- Какова вторая микротема? Основная мысль этой микротемы? Какие чувства

испытывал автор, посетив Красную площадь и храм Василия Блаженного?

Приехав в Москву, автор сразу пошел на Красную площадь: слушал бой часов, хотел потрогать камни, выстилавшие площадь, восхищался каменной лестницей храма Василия Блаженного, по которой «столько людей прошло»! Ему было удивительно, как люди могут торопливо проходить по площади, разговаривая о каких-то своих делах.

*- Какова вторая микротема? Основная мысль этой микротемы?   Какие чувства испытывал автор, посетив Красную площадь

Слайд 18*
- Какую оценку дал позднее автор Красной площади после того, как

уже поездил по свету?

Бывая позднее в Москве у стен Кремля, автор сравнивал Красную площадь с другими, виденными им, и с гордостью думал, что такой площади больше нет нигде.

*- Какую оценку дал позднее автор Красной площади после того, как уже поездил по свету?

Слайд 19*
- Почему в голову автору пришла мысль о том, что нельзя

Красную площадь представить без собора Василия Блаженного?

Реставратор П.Д.Барановский рассказал автору, что храм Василия Блаженного хотели снести, чтобы расширить площадь. К счастью этого не случилось.

*- Почему в голову автору пришла мысль о том, что нельзя Красную площадь представить без собора Василия

Слайд 20*
- Почему отказались от мысли «сломать храм»?

Могли сломать храм, но не сломали, потому что пришло время, когда стали понимать, что Красная площадь – это святое место. И даже автомобилям запретили теперь ездить там.
*- Почему отказались от мысли «сломать храм»?      Могли сломать храм, но не

Слайд 21*
- Почему же стали охранять памятники старины, а не

сносить их? Как об этом сказано в тексте?

Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

*- Почему же стали охранять памятники старины, а не    сносить их? Как об этом

Слайд 22*
- Что еще требует нашего неотложного бережного отношения, несмотря

на все наши дела и заботы о хлебе насущном?

Старинные постройки, народные ремесла, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.

*- Что еще требует нашего неотложного бережного    отношения, несмотря на все наши дела и

Слайд 23*
- Что выражаем мы, сохраняя предметы старины и народного искусства?

Любовь к своему Отечеству, которую надо еще воспитать, потому что заставить насильно любить Родину нельзя.
*- Что выражаем мы, сохраняя предметы старины и народного искусства?    Любовь к своему Отечеству,

Слайд 24*
В заключение ответьте на вопрос, какие же проблемы поднимает автор в

тексте, выделив ответ в девятый абзац. Не забудьте перекинуть мостик от изложения к сочинению.


*В заключение ответьте на вопрос,  какие же проблемы поднимает автор  в тексте, выделив ответ в

Слайд 25*

Желаю удачи

*    Желаю удачи

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть