Слайд 31.Какие предложения называются сложными?
2. Как связываются простые предложения в составе сложного?
Слайд 4Задание1. Объяснить смысл пословиц, перевести на казахский язык.
1.Дело веди, а безделье
гони.
2.Большому кораблю – большое плавание.
3.Без обеда не красна беседа.
4.Бери в работе умом, а не горбом.
5.Без языка и колокол нем.
6.Всякая лисица свой хвост хвалит
7.Родина –мать, чужбина - мачеха
8.Береги Родину, зеницу ока.
Слайд 52. Запишем предложения, найдём разницу между ними.
• ^ Кругом синели и
сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега.
• Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.
- Чем различаются эти предложения?
- Найдите грамматическую основу или основы предложений.
- Произнесём предложения вслух и попробуем определить интонацию конца предложений.
- Обладают ли простые предложения с составе сложного интонационной законченностью?
Слайд 6- Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Кругом синели и сверкали в утреннем
блеске поля, освобождённые из-под снега.
Слайд 7Сложное предложение
союзное
бессоюзное
Физминутка.
VI. Работа с текстом (текст на экране).
Добр…та – вещь уд…вительная. Она сбл…жает, как ничто другое. Она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разг…варивать, на котором мы только и можем понять друг друга… Добр…та изб…вляет нас от од…ночества, душевных ран и непроше…ых обид. Мы больше получим, чем отд…дим, если будем чаще вспом…нать про то, что нас соед…няет, про то, что человек ст…новится Человеком только благодаря другому человеку.
Вопросы и задания:
• Прочитайте текст. Как можно озаглавить данный текст?
• Определите тип текста, стиль.
• Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, объясните.
• Найдите производный предлог .
• Объясните постановку тире в первом предложении.
• Найдите предложение с однородными членами. Какие это члены предложения?
• Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Слайд 10 VII. Работа с материалом учебника (упр 207 стр103)
Задание: списать сложносочинённые
предложения в следующем порядке: 1) с соединительными союзами; 2) с противительными союзами; 3) с разделительными союзами. Расставить знаки препинания. Выделите грамматические основы и определите типы сказуемых.
Слайд 111.Бричка ехала прямо а мельница почему-то стала уходить влево.
2.Ни лист в
роще не зашуршит ни птица не запоет.
3.Уже ночь ложилась на горы и туман начинал бродить в ущельях.
4.Из туч то летит холодный дождь то вдруг туманом залепляя глаза повалит водянистый снег.
5.Бывали трудные ситуации в его жизни но он всегда выходил из них с честью.
6.Лицо его было бледно слегка раскрытые губы тоже побледнели.
7.Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе.
8.Танк Самнева в этом наступлении делал по сотне километров в сутки однако ни один боец не отстал.
9.Сложные фигуры ледового танца девочка исполняла легко и грациозно и зрители не скупились на аплодисменты.
Вопрос: являются ли синонимами слова трудный и сложный в 5-м и 9-м предложениях?
ТЕСТ.
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) перепрыгивать; 3) попутный;
2) разбрасываться; 4) лукоморье.
Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющие сосредоточиться, выражающий невнимательность»?
1) Равнодушный; 3) ленивый;
2) апатичный; 4) рассеянный.
Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:
1) вечный - 6 букв, 7 звуков; 3) въезд - 5 букв, 4 звука;
2) каюта — 5 букв, 6 звуков; 4) дорогое — 7букв, 7 звуков.
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?
1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;
2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;
3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы бор_мся за мир;
4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатири_, ненавид_шь врага.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;
2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;
3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;
4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.
В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?
А. Мне нездоровит_ся.
Б. Они решили отправит_ся в путь.
В. Он справит_ся о пароходе на пристани.
Г. Спряч_тесь скорее от дождя.
Слайд 13Игра «Кто быстрее?»
Задание: напиши 5 глаголов
1 вариант
Глаголы совершенного
вида
2 вариант
Глаголы несовершенного вида
Слайд 14 VIII. Подведение итогов урока.
- На какие виды подразделяются сложные предложения?
-
В чём отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых?
- В чём особенность бессоюзных сложных предложений?
- Какие знаки препинания разделяют части сложных предложений?
Слайд 15IX. Домашнее задание.
Упражнения.206 ,209. Спишите, расставляя знаки препинания, сначала простые, затем
сложные предложения.