Презентация, доклад по русскому языку на тему Употребление обращений (8 класс)

Цели урока:закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать умение применять эти знания на письме;формировать навыки и умения употреблять обращения в устной и письменной речи, находить обращения в тексте;совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;развитие

Слайд 1Употребление обращений. Урок в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ

с. Красносельского»
Ткаченко Л.В.

Употребление обращений. Урок в 8 классе.Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с. Красносельского»Ткаченко Л.В.

Слайд 2Цели урока:
закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать

умение применять эти знания на письме;
формировать навыки и умения употреблять обращения в устной и письменной речи, находить обращения в тексте;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
развитие речевых умений учащихся при составлении предложений с обращениями;
воспитание культуры речи учащихся.
Цели урока:закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать умение применять эти знания на письме;формировать

Слайд 3Блиц-опрос
- Что такое обращение?
- Для чего служит обращение?
- Что такое распространённые

обращения? Какие обращения называются нераспространёнными?
- Какие знаки препинания ставятся при обращении?
- Каким членом предложения является обращение?

Блиц-опрос- Что такое обращение?- Для чего служит обращение?- Что такое распространённые обращения? Какие обращения называются нераспространёнными?- Какие

Слайд 4Найдите в предложениях обращения, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Провожающие

выйдите из вагона. 2. Отпусти меня родная на простор широкий. 3. Будь терпелив читатель милый мой!
Найдите в предложениях обращения, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.1. Провожающие выйдите из вагона.  2. Отпусти

Слайд 5Изучение нового материала.
Употребление того или иного обращения зависит от речевой

ситуации. Например, в официальной речи мы не можем употребить такие обращения, как «дорогой мой», «малыш», «ребята», «касатик», «братишка», «голубушка» и другие. И, наоборот, в разговорной речи мы вряд ли употребим такие формы обращения, как «уважаемый суд», «товарищи депутаты», «солдаты и офицеры», «уважаемые коллеги» и прочие. Мама, бабуля, дядя Петя, молодой человек – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку. Эти обращения вам давно знакомы и понятны, но речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений.
Изучение нового материала. Употребление того или иного обращения зависит от речевой ситуации. Например, в официальной речи мы

Слайд 6Из истории обращений.
Петровские «Приклады или како пишутся комплименты

разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконят как обращение к одному лицу Милостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года Пётр Первый запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более двух веков назад обидные клички – «полуимена»?
Из истории обращений.   Петровские «Приклады или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма

Слайд 7Алгоритм действий при употреблении обращений в речи.
Знаете ли вы, какие обращения

рекомендует современный деловой этикет?
Мы не говорим уже о тех обращениях, которые имеют экспрессивную окраску, даже жаргонную. Например: «Мерзавец, ты зачем это сделал?». С ними надо быть очень осторожными.
Итак, чтобы соблюсти точность и необходимую корректность при выборе обращения для употребления в речи, надо сделать следующее, т.е. выполнить такой простой алгоритм:
1. Выясните:
- где говорите;
- с кем говорите;
- о чём хотите сказать.
2. Определите, какое отношение хотели бы выразить.
3. Подберите нужное обращение.
Алгоритм действий при употреблении обращений в речи.Знаете ли вы, какие обращения рекомендует современный деловой этикет?Мы не говорим

Слайд 8Найдите обращения, расставьте знаки препинания, - выясните значение обращений, определите способы их

выражения, определите роль обращений в тексте ( повышение выразительности речи, характеристика адресата речи, выражение отношения к адресату речи).

1)Соседушка мой свет! Пожалуйста, покушай. (Кр.)
2)Ты что же молодчик оброка не платишь? (С.-Щ.)
3)Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. (П.)
4)Да неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Дост.)

Найдите обращения, расставьте знаки препинания, - выясните значение обращений, определите способы их выражения, определите роль обращений в

Слайд 9Тестовые задания
1. Какое обращение возможно употребить в следующем предложении?
…. ваш

долг стоять до последнего, защищая столицу нашей Родины!
А) милые мои Б) солдаты и офицеры В) господа
2. В каком предложении употреблено распространенное обращение?
1)Певец любви, певец богов, скажи мне, что такое слава?
2) О Петя, ты ещё многого не знаешь о нас!
3) Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) ни в каком
3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Широко, ты Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась.
2) Любите живопись, поэты!
3) Вот за что тебя глубоко я люблю, родная Русь!
А) 3 Б) 1 В) 2 Г) ни в каком

Тестовые задания1. Какое обращение возможно употребить в следующем предложении? …. ваш долг стоять до последнего, защищая столицу

Слайд 10Тестовые задания
4. На месте каких цифр, должна стоять запятая?
Слушая (1) повесть

твою(2) полюбил я тебя(3)моя радость.
А)1,2 Б)1,3 В)1,2,3 Г)2,3
5. В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (знаки препинания не расставлены)
А) Костя у тебя есть записная ручка?
Б) Я уже здоров доктор.
В) Почему берёзка наклонилась?
Г) Мне бабушка гулять не хочется.

Тестовые задания4. На месте каких цифр, должна стоять запятая?Слушая (1) повесть твою(2) полюбил я тебя(3)моя радость.А)1,2

Слайд 11Самостоятельная работа
Задание: составить предложения, в которых данные на слайде

слова и словосочетания выполняли бы функцию обращения; определить, в какой речевой ситуации вы их используете.

Господа депутаты, Тань, уважаемый Александр Викторович, друзья мои, голубушка.

Самостоятельная работа  Задание: составить предложения, в которых данные на слайде слова и словосочетания выполняли бы функцию

Слайд 12Подведение итогов урока
- Что такое обращение?
- Каковы правила пунктуации при обращении?
-

Что вы запомнили про употребление обращений?
-Какие этикетные формы обращения в официальной обстановке вы знаете?
- В чём состоит особенность обращений у иностранцев?

Подведение итогов урока- Что такое обращение?- Каковы правила пунктуации при обращении?- Что вы запомнили про употребление обращений?-Какие

Слайд 13Домашнее задание
По выбору учащихся:
Упр. 355
Упр. 359
Составить диалог по одной из указанных

тем, используя в нём обращения, соответствующие речевой ситуации (возможные темы: «На школьной перемене», «Разговор в кабинете директора»).
Домашнее заданиеПо выбору учащихся:Упр. 355Упр. 359Составить диалог по одной из указанных тем, используя в нём обращения, соответствующие

Слайд 14Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть