Слайд 1Употребление обращений.
Урок в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ
с. Красносельского»
Ткаченко Л.В.
Слайд 2Цели урока:
закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать
умение применять эти знания на письме;
формировать навыки и умения употреблять обращения в устной и письменной речи, находить обращения в тексте;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
развитие речевых умений учащихся при составлении предложений с обращениями;
воспитание культуры речи учащихся.
Слайд 3Блиц-опрос
- Что такое обращение?
- Для чего служит обращение?
- Что такое распространённые
обращения? Какие обращения называются нераспространёнными?
- Какие знаки препинания ставятся при обращении?
- Каким членом предложения является обращение?
Слайд 4Найдите в предложениях обращения, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Провожающие
выйдите из вагона.
2. Отпусти меня родная на простор широкий.
3. Будь терпелив читатель милый мой!
Слайд 5Изучение нового материала.
Употребление того или иного обращения зависит от речевой
ситуации. Например, в официальной речи мы не можем употребить такие обращения, как «дорогой мой», «малыш», «ребята», «касатик», «братишка», «голубушка» и другие. И, наоборот, в разговорной речи мы вряд ли употребим такие формы обращения, как «уважаемый суд», «товарищи депутаты», «солдаты и офицеры», «уважаемые коллеги» и прочие. Мама, бабуля, дядя Петя, молодой человек – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку. Эти обращения вам давно знакомы и понятны, но речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений.
Слайд 6Из истории обращений.
Петровские «Приклады или како пишутся комплименты
разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконят как обращение к одному лицу Милостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года Пётр Первый запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более двух веков назад обидные клички – «полуимена»?
Слайд 7Алгоритм действий при употреблении обращений в речи.
Знаете ли вы, какие обращения
рекомендует современный деловой этикет?
Мы не говорим уже о тех обращениях, которые имеют экспрессивную окраску, даже жаргонную. Например: «Мерзавец, ты зачем это сделал?». С ними надо быть очень осторожными.
Итак, чтобы соблюсти точность и необходимую корректность при выборе обращения для употребления в речи, надо сделать следующее, т.е. выполнить такой простой алгоритм:
1. Выясните:
- где говорите;
- с кем говорите;
- о чём хотите сказать.
2. Определите, какое отношение хотели бы выразить.
3. Подберите нужное обращение.
Слайд 8Найдите обращения, расставьте знаки препинания,
- выясните значение обращений, определите способы их
выражения, определите роль обращений в тексте ( повышение выразительности речи, характеристика адресата речи, выражение отношения к адресату речи).
1)Соседушка мой свет! Пожалуйста, покушай. (Кр.)
2)Ты что же молодчик оброка не платишь? (С.-Щ.)
3)Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. (П.)
4)Да неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Дост.)
Слайд 9Тестовые задания
1. Какое обращение возможно употребить в следующем предложении?
…. ваш
долг стоять до последнего, защищая столицу нашей Родины!
А) милые мои Б) солдаты и офицеры В) господа
2. В каком предложении употреблено распространенное обращение?
1)Певец любви, певец богов, скажи мне, что такое слава?
2) О Петя, ты ещё многого не знаешь о нас!
3) Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) ни в каком
3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Широко, ты Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась.
2) Любите живопись, поэты!
3) Вот за что тебя глубоко я люблю, родная Русь!
А) 3 Б) 1 В) 2 Г) ни в каком
Слайд 10Тестовые задания
4. На месте каких цифр, должна стоять запятая?
Слушая (1) повесть
твою(2) полюбил я тебя(3)моя радость.
А)1,2 Б)1,3 В)1,2,3 Г)2,3
5. В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (знаки препинания не расставлены)
А) Костя у тебя есть записная ручка?
Б) Я уже здоров доктор.
В) Почему берёзка наклонилась?
Г) Мне бабушка гулять не хочется.
Слайд 11Самостоятельная работа
Задание: составить предложения, в которых данные на слайде
слова и словосочетания выполняли бы функцию обращения; определить, в какой речевой ситуации вы их используете.
Господа депутаты, Тань, уважаемый Александр Викторович, друзья мои, голубушка.
Слайд 12Подведение итогов урока
- Что такое обращение?
- Каковы правила пунктуации при обращении?
-
Что вы запомнили про употребление обращений?
-Какие этикетные формы обращения в официальной обстановке вы знаете?
- В чём состоит особенность обращений у иностранцев?
Слайд 13Домашнее задание
По выбору учащихся:
Упр. 355
Упр. 359
Составить диалог по одной из указанных
тем, используя в нём обращения, соответствующие речевой ситуации (возможные темы: «На школьной перемене», «Разговор в кабинете директора»).