Слайд 1Уроки развития речи в VI классе
Сочинение-описание по
картине А.М.Герасимова
«После дождя. Мокрая
терраса»
Слайд 2Тема урока: Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели урока:
сформировать у учащихся
умение собирать и систематизировать материал;
подготовить учеников к сочинению-описанию с элементами повествования;
научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи.
Слайд 3Александр Михайлович Герасимов
1881 – 1963
Слайд 41881 – 1963
Александр Михайлович
Герасимов родился в
купеческой семье в
городе Козлове (сейчас
Мичуринск) Тамбовской
губернии.
Слайд 51903 – 1915
Учился в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества. В
период
обучения художник обращался главным
образом к пейзажной живописи.
1915 г. А.М.Герасимов заканчивает
училище с двумя дипломами: художника
первой степени и архитектора.
Слайд 61918 – 1925
А.М.Герасимов живет и работает в городе Козлове. Создает «Коммуну
творчества Козловских художников». Работает художником-декоратором в местном драматическом театре, построенном по его проекту в 1913 г.
Слайд 71925 – 1935
В 1925 г. А.М.Герасимов
уезжает в Москву и
вступает в
АХРР
(Ассоциация художников
революционной России).
Главным направлением
в его творчестве в эти
годы был портрет:
групповой,
индивидуальный.
Слайд 81936
В Москве открывается первая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности
(1907 – 1935 гг.). Венчала выставку картина «Мокрая терраса» («После дождя» 1935 г.), написанная в родном городе Мичуринске.
Слайд 91937
Участие во Всемирной выставке в Париже. Картина художника «Первая Конная Армия»
(1936 г.) получает высшую награду – Гран-При.
Слайд 101941 – 1946
Рисует портреты
героев и участников
сражений Великой
Отечественной войны. В 1944 году
создает
«Групповой портрет
старейших советских
художников».
Слайд 111947 – 1957
А.М.Герасимов был первым президентом Академии художеств СССР, содействовал развитию
реалистического направления изобразительного искусства, вел творческую мастерскую в художественном институте имени И.Е.Репина.
Слайд 121958
Создаёт серию
портретов артисток
Государственного
Академического
Малого театра,
множество пейзажей,
натюрмортов.
Слайд 131963
23 июля Александр
Михайлович
Герасимов умер в
Москве. На мольберте
остался
незаконченный
натюрморт «Сирень».
Слайд 14История создания картины
1935 год
Воспоминание А.М.Герасимова
Воспоминание сестры
Слайд 15«После дождя. Мокрая терраса»
Рассмотрите внимательно репродукцию картины.
Как вы думаете,
почему художник дал ей двойное название: «После дождя. Мокрая терраса»?
Какое из них, на ваш взгляд, более точно соответствует авторскому замыслу?
Слайд 16
План – место расположения какого-либо предмета в перспективе.
Передний план, задний план
(фон).
Слайд 17Что мы видим на заднем плане картины?
Слайд 18
Что мы видим на переднем плане?
Как выглядит терраса после дождя?
Слайд 19Фрагмент – часть какого-либо произведения искусства, живописи…
Внимательно рассмотрите фрагмент картины.
Найдите
приметы только что прошедшего ливня.
Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?
Слайд 20«После дождя. Мокрая терраса»
Как вы думаете, почему терраса изображена не полностью?
Смог ли художник передать на картине свой восторг от происходящего обновления в природе?
Каким настроением пронизана картина, и как оно отражено в цветовой гамме?
Какие краски помогают создать настроение воодушевления, праздника?
Слайд 21И.А.Купцов «Герасимов. После дождя»
«На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на
мокрую поверхность стола — розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски — полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например, садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи».
Слайд 22Дождик прошел по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь
березку – она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.
Слайд 23Сравнительный анализ:
Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении
Александра Яшина?
Какой художественный прием использует поэт?
Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Слайд 24Олицетворения
внезапно налетел порывистый ветер
ветер сорвал лепестки и рассыпал их по
столу
ветер опрокинул стакан на столе
всё в саду зашумело и застонало
деревья низко гнулись к земле
пошёл дождь
выглянуло солнышко
сквозь слёзы заулыбался сад
весело зашептала листва
Слайд 25Вывод
В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы
так выразительно передано состояние природы. Это одна из лучших картин А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.
Слайд 26Примерный план
I. Вступление. История создания картины
1) Александр Михайлович Герасимов – известный
советский художник…
2) Однажды я задумал написать «групповой портрет моей семьи». Но внезапно…
II. Основная часть.
1) На переднем плане картины я вижу… (описание террасы).
2) На дальнем (заднем) плане виднеется … (описание сада).
III. Заключение. Впечатление от картины.
Слайд 27Домашнее задание
Используя записи в тетради и материалы упражнения 61, написать сочинение
по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Слайд 29
Воспоминание художника
«Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я
писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки с роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и мое семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».
Слайд 30
Воспоминание сестры
«В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве,
на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.
— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».