Слайд 1КГБ ПОУ
«Приморский многопрофильный колледж»
Презентация
к уроку русского языка по теме:
«Орфография»
Подготовила
преподаватель
Кириенко
Александра Никитична
Слайд 2Цель:
Повторение сведений по орфографии, изученных в школе;
Расширение и углубление умений и
навыков обучающихся по теме;
Формирование орфографической зоркости.
Слайд 3Орфография.
Правописание гласных в корне слова.
Правописание ъ и ь знаков.
Правописание приставок.
Слайд 4Правописание гласных в корне слова.
Урок № 1
Слайд 5Типы безударных гласных в корне слова:
Непроверяемые безударные гласные;
Безударные гласные, проверяемые ударением;
Чередующиеся
безударные гласные;
Гласные после шипящих и Ц.
Слайд 6Непроверяемые безударные гласные:
Непроверяемые безударные гласные необходимо запомнить или проверять по словарю,
например: кавычка, каравай.
Аф…ризм, алл…гория, г…пербола, гр…теск, комп…зиция, к…нфликт, кульм…нация, лейтм…тив, с…ркастический, м…тафора, с…тирический.
Слайд 7Безударные гласные, проверяемые ударением.
Безударные гласные в корне проверяются ударением, например: под…рить
- подарок, с…нева – синий.
Правописание безударных гласных нельзя проверять при помощи глаголов с формами на –ывать, -ивать, т.к. в этих глаголах вместо корневого О часто бывает А. Например, слово выраб…тать нельзя проверить словом вырабатывать, проверочными могут быть только слова работа, работать.
Слайд 8Запомни:
Слова с полногласными сочетаниями –оро-, -оло- надо проверять словами с полногласием,
например: ст…р…жить- сторож, сторожка, но не страж.
Слова с неполногласными сочетаниями –ра-, -ла- надо проверять словами с неполногласием, например: прегр…дить – преграда, огл…сить – огласка.
Слайд 9Запомни:
Правописание некоторых безударных гласных может зависеть от лексического значения слова, например:
развЕвающиеся флаги – веять,
РазвИвающаяся отрасль – развитие.
Слайд 10Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.
Раскр…шить, р…скошно, т…желый, см…ренно, г…дится, м…лчаливый,
ст…лкнуться, возр…ждение, безуд…ржно, вт…хомолку, бест…лесный, низв…ргая, взб…дренный, взгр…моздить, вок…лиз, в…пящий, воскр…шение, запр…гать, прот…рить, необъ…снимо, п…терка, сф…рмированный, вл…комый, насл…ждаться, раздр…жение, запр…щать.
Слайд 11Помните, что написание безударных гласных в этих словах зависит от значения
слова.
Сп..шите к поезду – сп..шите абзац, отв…рить окно – отв..рить картофель, подр…жать старшим - задр…жать от страха, разр…дить ружье – разр…дить всходы, ч…стота в доме, ч…стота звука, ч…столюбивый человек, просл…влять героев – благосл…влять на подвиги, зак…лоть шпагой – зак…лить металл, городской ст…рожил – ст…рожил сад.
Слайд 12Вставьте пропущенные безударные гласные, подберите проверочные слова.
Ф…рм…лизм, сц…нарий, с…мв…лический, опров…ржение, увл…ченный,
осв…детельствовать, разоч…рование, произв…дение, в…нец, испов…дь, оп…лчение, бл…г..сл…вить, р…птать,уед…ненный, огл…сил, д…рует, ут…шенье, пар…дировать, к…пировать, парл…ментер, ф…льшивый, изб…ение, непрон…цаемый, предст…витель.
Слайд 13Урок № 2. Типы чередующихся гласных в корне:
Необходимо помнить,
от чего зависит написание чередующихся гласных в корне. Можно выделить 4 основные зависимости:
От суффикса –А- после корня: положить, полагать.
От места ударения: загар- загореть.
От согласной ( согласных), стоящих за безударной гласной: росли, растение.
Написание зависит от смысла: равнять- ровнять.
Слайд 14
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Написание зависит от суффикса –А- после
корня:
-бер- -бира-, -пер- -пира-, -мер- -мира-, -дер- -дира-, -стел- -стила-, -тер –тира-. Например: соберу -собирать
Исключение: сочетать, сочетание.
-каса- -кос- , -лага- -лож-
Исключение: полог.
Слайд 15Объясните правописание корней с чередованием:
Уб…рать, бл…снув, сж…гать, раст…реть, раст…рать, уб…ру, выт…р,
изб…рать, зап…р, изб…ру, подж…гать, расст…лю, выт…рать, к…сается, пол…жить, сл…гаемое, бл…стать, выч…тать, пост…лить, прил…жение.
Слайд 162. От места ударения:
-гар- -гор- под ударением пишется А, без ударения
О – загар - загореть.
-зар- -зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится , без ударения А – зарево, зорька, заря. Исключение: зоревать.
-клан- -клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения О- кланяться, поклон, поклониться.
-плав- -плов- в корне –плав- пишется А под ударением и без ударения, -плов- -плыв- пишется в словах пловец, пловчиха, плывуны.
Слайд 17Написание зависит от ударения:
В корне –твар- -твор- под ударением пишется та
гласная, которая слышится, без ударения О, творить, тварь, затвор. Исключение: утварь.
Слайд 18Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание:
Пл…вец, р…стовщик, заг…реть, несг…раемый, з…ря, пок…ниться, затв…рить,
затв…р, уг…релый, заг…р, пл…вуны, пл…вчиха, з…ревать, прикл…ниться, заг…рать, з…рница, тв..ренье, г…рят,з…рьки- з…рянки, выг…ревшей.
Слайд 19От согласной ( согласных), стоящих за безударной гласной:
-раст- -ращ- А пишется
перед СТ и Щ, О перед С. Например: росли, расти, выращенный.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от этих слов.
-скак- -скоч- А пишется перед К, О перед Ч, например: скакать, вскочить. Исключения: скачок, скачу, скачи, скачите.
Слайд 20Написание зависит от смысла:
-мак- в значении «опускать в жидкость», «погружать в
жидкость» -макать хлеб в молоко.
-мок- пропускать и не пропускать жидкость – непромокаемый.
-равн- в значении «равный, одинаковый» - сравнить числа; ровн- в значении « ровный, гладкий» - выровнять грядку, исключения: равнина, равнения, равняйся, поравняться, уровень, ровесник, поровну.
Слайд 21Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание:
Р…внина, р…стовщик, р…стение, р…сли, вск…чила,
непр…мокаемый, м…кать хлеб в молоко, выр…внять грядку, ср…внить числа, приск…кал, ск…чу, обм…кнуть в сметану, р…вняйся, пор…внявшись.
Слайд 22Урок № 3.
Гласные после шипящих и ц.
1.Запомни сочетания: ча-ща, чу-щу, жи-ши-
чаща, жил, чудо. Исключения: жюри, брошюра, парашют, Жюль Верн.
2. О-Е в корне слова:
Под ударением пишу Е, если слово изменяется- шел- шедший, черный- чернеть.
Пишу О, если слово не изменяется- шорты, чопорный.
Исключения: шов, шорох, капюшон, крыжовник.
Слайд 23О-Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, в суффиксах наречий
после шипящих и Ц.
1. Под ударением пишу О, без ударения – Е- плащом- товарищем, чужого- свежего, галчонок, свежо, птицей, молодцом.
Суффикс –ер- запомнить- стажер, дирижер.
После Ц пишутся О-Е в соответствии с произношением : церковь, целится.
2. И - Ы после Ц:
После Ц в корне и в словах на -ция- пиши И – цифра, милиция. Исключения: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыпленок.
В окончаниях –Ы –улицы.
В суффиксах Ы - куницын, в собственных именах по традиции - Вицын и Вицин.
Слайд 24В глагольных формах после шипящих только Е:
В суффиксах глаголов – затушевывать.
В
окончаниях глаголов – стережет.
В суффиксах причастий – сбереженный.
В суффиксах отглагольных прилагательных – копченый.
В суффиксах отглагольных существительных – сгущенка.
Слайд 25Различай:
Имя существительное – что? – ожОг руки, поджОг леса.
Глагол – что
сделал? - ожЕг руку, поджЕг лес.
Слайд 26Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание:
Скач…к, петуш…к, зловещ…, подж…г дома, сожж…нное письмо,
стаж…р, напряж…нный, стереж…т, ноч…вка, трущ…бы, горяч…, певуч…, парч…вый, плюш…вый.
Ц…фра, милиц…я, синиц…н, улиц…, ц…нга, ц…плята, акац…я, ящериц…, Птиц…н.
Слайд 27Урок № 4. Употребление Ъ и Ь знаков.
Ъ знак пишется перед
буквами Е, Е, Ю, Я
После приставок на согласный – подъем, въезд;
В том числе и в иноязычных словах – адъютант, субъект.
В сложных словах после первой части двух -, трех-, четырех-, в том числе и в иноязычных словах после фельд- и др. – трехъязычный, фельдъегерь.
Важно: ъ знак не пишется в сложносокращенных словах- иняз.
Слайд 28Ь знак пишется перед Е, Е, Ю, Я, И в остальных
частях слова.
В корне, перед окончанием- интерьер, воробьи.
В существительных 3 склонения –ночь, дочь.
В глаголах с основой на шипящий:
Во 2 лице ед. числа – поешь.
В повелительном наклонении – отрежь.
В неопределенной форме глагола – стричь.
В наречиях с основой на шипящий- настежь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
Слайд 29Ь знак в прилагательных
В кратких прилагательных с основой на шипящий Ь
не пишется- горяч, могуч.
Слайд 30Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание:
В…езд, под…ем, кур…езный, пред…юбилейный, в…юга,
п…еса, птич…и,
учиш…, стрич…, пахуч…, много туч…, плющ…, невтерпеж…, могуч…, наотмаш…, без…ядерная, спряч…, обознач…те, гориш…, навзнич…, замуж…, горяч…, шалаш…, ноч…, хорош.
Слайд 31Урок № 5. Правописание приставок.
Приставки от-, над-, под-, пред-, по-, до-
пишутся одинаково, независимо от произношения: отбежать, поднести.
Выделяй приставку с-, т.к. приставки з- не бывает: сделать.
З составляет часть корня: здесь, здание, здоровье, ни зги.
В приставках на з-, с- перед звонкими согласными пишется з, перед глухими – с: разбить, распилить.
Слайд 32Правописание приставок.
В приставках раз-, рас-, роз-, рос- под ударение пишется О,
без ударения – А: роспись, расписать.
Правописание приставок про-, пра- зависит от значения. Пра- указывает на давность – прадед, праязык, пронести.
Слайд 33Гласные И-Ы после приставок.
После приставок на гласный в соответствии с произношением
пишется И: поискать, переиграть.
После русских приставок на согласный перед И, начинающей слово, идет замена И на Ы: пред + история = предыстория. Исключение: взимать.
После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- замена И на Ы не происходит: межинститутский, сверхизысканный.
Слайд 34Правописание приставок.
После иноязычных приставок замена также не происходит: постинфарктный, но предынфарктный.
В
сложносокращенных словах И на Ы не меняется: мединститут.
Слайд 35Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Правописание приставок пре - и при- зависит от
значения.
Приставка ПРЕ- имеет значения:
Высокая степень качества, равна словам очень, весьма – прекрасный- очень красивый, предобрый- очень добрый.
Близка по значению приставке ПЕРЕ- прервать –перервать, преградить – перегородить.
Слайд 36ПРИ-
2. Приставка ПРИ - имеет значения:
Приближения, присоединения, близость - принести, пригород,
пришить.
Неполное действие- приоткрыть, придержать.
Совершение действия в полной мере, до конца – придумать, приручить.
Совершение действия в чьих-то интересах – приберечь, припрятать.
Слайд 37ПРЕ- и ПРИ- нужно в некоторых словах различать по значению:
Презирать- очень
ненавидеть, призирать – приютить.
Предел терпению – очень негодовать, придел в храме – пристройка.
Прибывать в город- приближение, пребывать в городе- находиться.
Правописание иноязычных слов с пре -, при- запоминаем: президент, претендент, прелюдия; принципиальный, примат, приоритет. Пре- и при- в таких словах часто часть корня.
Слайд 38Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание:
…делка, в…ходить, на…писать, пр…бабушка, пр…нести, р…спись, р…списать,
пр…славянский, (з,с)десь, раз…скать, без…дейный, пр…в…легия, пр…з…дент, пр…ступить закон, пр…ступить к занятиям, пр…забавный, пр…школьный, пр…держать, пр…дел терпению, пр…дел в храме, пред…нфарктный, сверх…зысканный, пост…нфарктный, пед…нститут, п…бежали, д…нести.
Слайд 39Литература:
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мещерина. Русский язык 10-11 классы.
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык 10-11
классы.
Г.Ф.Хлебинская. Русский язык 10 класс.
Б.А. Макарова. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней.