Слайд 2Цель урока
Вспомнить все известные способы передачи чужой речи
закрепить навыки
расстановки знаков препинания в предложениях, передающих чужую речь
Слайд 3Прямая речь
Речь передаётся от имени говорящего
Сохраняются все особенности речи
автора
Точная передача речи
Слайд 4Прямая речь
1)Всегда пишется с большой буквы
2)Всегда в кавычках
3)Отделяется от слов автора
: или -
«П, (!?...)»- а.
А: «П.(!?...)»
Слайд 5Расставьте знаки препинания
Фотограф пошутил ау ребята сейчас вылетит птичка
Да у нас
кажется сегодня нет времени на прогулку тихо сказал мальчик обращаясь к незнакомцу
К сожалению я во-первых не принёс задание во-вторых мама наверное меня не отпустит ответил Коля не ожидающий такого предложения
Учитель произнёс по-моему ребята ваша задача хорошо учиться
Слайд 6Проверьте
Фотограф пошутил: «Ау, ребята, сейчас вылетит птичка!»
«Да, у нас, кажется, сегодня
нет времени на прогулку,» - тихо сказал мальчик, обращаясь к незнакомцу
«К сожалению, я, во-первых, не принёс задание, во-вторых, мама, наверное, меня не отпустит,» - ответил Коля, не ожидающий такого предложения
Учитель произнёс: « По-моему, ребята, ваша задача- хорошо учиться.»
Слайд 7Диалог
Разговор двух или нескольких лиц
Состоит из реплик
Каждая реплика пишется с красной
строчки, с тире, с большой буквы
Знаки при словах автора ставятся так же, как при прямой речи
Слайд 8Расставьте знаки в диалоге
Расскажи мне мама что-нибудь интересное пожалуйста прошу я
у мамы
Что же тебе рассказать мой милый спрашивает она
Ну не знаю. Наверное что-нибудь новенькое необычное говорю я
Хочешь сынок я расскажу тебе сказку? Думаю она тебе понравится отвечает мама задумавшись на минутку
Слайд 9Проверьте
-Расскажи мне, мама, что-нибудь интересное, пожалуйста!- прошу я у мамы.
-Что же
тебе рассказать, мой милый?- спрашивает она.
-Ну, не знаю. Наверное, что-нибудь новенькое, необычное, - говорю я.
-Хочешь, сынок, я расскажу тебе сказку? Думаю, она тебе понравится, - отвечает мама, задумавшись на минутку.
Слайд 10Косвенная речь
Речь какого –либо лица, сообщаемая от имени того, кто её
передаёт
Представляет собой сложноподчинённое предложение
Не сохраняет в точности особенности речи говорящего
Сравните:
«Эй, ребята, придите, пожалуйста, завтра на тренировку,»- попросил тренер.
Тренер попросил, чтобы ребята завтра пришли на тренировку
Слайд 11Вводные слова (источник сообщения)
Спишите, расставив знаки
По мнению старожилов такой зимы давно
не было.
Это задание по его словам я не смогу выполнить
Весна по сообщениям синоптиков будет ранняя
Слайд 12Проверьте
По мнению старожилов, такой зимы давно не было.
Это задание, по его
словам, я не смогу выполнить
Весна, по сообщениям синоптиков, будет ранняя
Слайд 13Вводные предложения
Спишите, расставив знаки
Погода я считаю замечательная
Митинг как сообщают газеты прошёл
организованно
Говорят зима будет холодной
Слайд 14Проверьте
Погода, я считаю, замечательная
Митинг, как сообщают газеты, прошёл организованно
Говорят, зима будет
холодной