Презентация, доклад по русскому языку на тему Глагол

Содержание

Гербарий, лебедь, аккуратный, гале- рея, оптимизм, легенда.Глагол

Слайд 1 Пятое апреля.
Классная работа.
Тема:

Пятое апреля.Классная работа.Тема:

Слайд 2Гербарий, лебедь, аккуратный, гале- рея, оптимизм, легенда.
Г
л
а
г
о
л

Гербарий, лебедь, аккуратный, гале- рея, оптимизм, легенда.Глагол

Слайд 3 Пятое апреля.
Классная работа.
Тема:
Глагол
“Глагол придает речи жизнь, — присутствием

своим животворит отдельные слова ”.
Николай Греч


Цель:

Повторить и усовершенствовать знания о глаголе как части речи
 

Пятое апреля.Классная работа.Тема: Глагол“Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова ”.

Слайд 4ГЛАГОЛ -
это часть речи, которая обозначает действие и отвечает

на вопросы что делать? что сделать?
ГЛАГОЛ -  это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Слайд 5Индивидуальная карта учащегося.
Фамилия, имя _____________________________________________________
Дата______________________________________________________________
Класс__________
Тема урока:________________________________________________________
Цель урока:________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Индивидуальная карта учащегося.Фамилия, имя _____________________________________________________Дата______________________________________________________________ Класс__________Тема урока:________________________________________________________Цель урока:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 6Птицы (улететь) на юг.
Зимой я люблю(греть) у камина.
Бабушка (вязать) варежки.

Вова (плавать) вчера в речке.
Пчелки (летать) и (жужжать).
Надя не (любить) кашу.

Птицы (улететь) на юг.Зимой я люблю(греть) у камина. Бабушка (вязать) варежки. Вова (плавать) вчера в речке. Пчелки

Слайд 7Глаголы могут иметь лексические значения:

жить,находиться
движения
прыгать, бегать, плавать
звучания
петь,говорить,кричать
впитываться,нагреваться
состояния
синеть, золотиться, болеть
процесса
существования


-

-

-

-

-

Глаголы могут иметь лексические значения:жить,находитьсядвиженияпрыгать, бегать, плаватьзвучанияпеть,говорить,кричатьвпитываться,нагреватьсясостояния синеть, золотиться, болетьпроцесса существования -----

Слайд 8Глагол имеет следующие морфологические признаки:
Постоянные признаки
вид: совершенный (что сделать?); и

несовершенный (что делать?)

переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

возвратность и невозвратность

(возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам

Глагол имеет следующие морфологические признаки: Постоянные признакивид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)переходность и непереходность (переходные

Слайд 9Непостоянные признаки:
наклонение: изъявительное,условное,ровелительное
время
число
лицо
род
1-е (Я — МЫ);

2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО);

: единственное и множественное

настоящее ,прошедшее, будущее

(только у глаголов прошедшего времени единственного числа

Непостоянные признаки:наклонение: изъявительное,условное,ровелительное время числолицо род 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3

Слайд 10 Вид глагола
Совершенный
Что сделать?

нарисовать
спеть
Несовершенный
Что делать?

рисовать
петь

Вид глагола СовершенныйЧто сделать?нарисоватьспеть НесовершенныйЧто делать?рисоватьпеть

Слайд 11Глаголы переходные и непереходные
переходные

непереходные

Сочетаются или могут
сочетаться с
существительным,
числительным
или местоимением в
винительном падеже
без предлога.

Все остальные

Глаголы переходные и непереходные   переходные

Слайд 12Правописание –тся и –ться в глаголах
Если глагол отвечает

на вопросы что делает? что сделает?, то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется.
Миша (что делает?) радуется.
Способны (что делать?) учиться.
Правописание –тся и –ться в глаголах   Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?,

Слайд 13Спряжение глаголов

2 спряжение
Глаголы с ударными
окончаниями: -у, -ю, -ишь,
-ит, -ите, -ат,

-ят.
Глаголы, в безударном
положении оканчивающиеся
на –ить

Глаголы-исключения:
смотреть, видеть, обидеть,
ненавидеть, зависеть,
вертеть, терпеть; гнать,
слышать, держать, дышать


1 спряжение
Глаголы с ударными
окончаниями: -у, -ю, -ешь,
-ёшь, -ем, -ём, -ете, -ёте,
-ут, -ют.
Глаголы, в безударном
положении
оканчивающиеся на –ать,
-ять, -уть, -оть, -ыть.

Глаголы-исключения:
брить, стелить


Спряжение глаголов2 спряжениеГлаголы с ударными окончаниями: -у, -ю, -ишь,-ит, -ите, -ат, -ят.Глаголы, в безударном положении оканчивающиеся на

Слайд 14Наклонение глагола

Изъявительное


Глаголы в изъявительном
наклонении обозначают
действия, которые
происходили, происходят
или

будут происходить
на самом деле:
создаю, создавал,
буду создавать,
создал, создала.

Условное


Глаголы в условном
наклонении обозначают
действия, желаемые
или возможные при
определённых условиях:
вылечил бы,
сделали бы

Повелительное


Глаголы в
повелительном
наклонении обозначают
такие действия,
которые кто-то просит
выполнить:
учи, бросайте,
спрячьтесь

Наклонение глагола  ИзъявительноеГлаголы в изъявительном наклонении обозначаютдействия, которые происходили, происходятили будут происходить на самом деле:создаю, создавал,

Слайд 15Время глаголов
Настоящее

Что делает?
Что делаем?
Что делают?

Играет
Играем
Играют
Прошедшее

Что делал?
Что делали?
Что делала?

Играл


Играли
Играла

Будущее

Что сделает?
Что сделают?
Что будем
делать?
Сыграет
Сыграют
Будем играть

Время глаголовНастоящееЧто делает?Что делаем?Что делают?Играет Играем Играют ПрошедшееЧто делал?Что делали?Что делала?Играл ИгралиИгралаБудущееЧто сделает?Что сделают? Что будем делать?СыграетСыграютБудем

Слайд 16Лицо глаголов
Формы лица в глаголе показывают , какому лицу

приписываются действия:
говорящему – 1 лицо,
собеседнику – 2 лицо,
тому лицу , о котором идёт речь – 3лицо.
Лицо глаголов  Формы лица в глаголе показывают , какому лицу приписываются действия:   говорящему –

Слайд 17 Три лица различаются и во множественном числе. Во множественном

числе действие приписывается нескольким лицам или предметам. В настоящем и будущем времени личные формы образуются посредством личных окончаний:
1 лицо 2 лицо 3 лицо

-у, -ю, -ем,
-ём, -им

-ешь, -ёшь,
-ете, -ёте,
-ишь, -ите

-ет, -ёт, -ит,
-ут, -ют,
-ат, -ят

Три лица различаются и во множественном числе. Во множественном числе действие приписывается нескольким лицам или

Слайд 18Не с глаголами
Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те

глаголы, которые не употребляются без не.
Глаголы-исключения:
ненавидеть, недоумевать, негодовать.
Не с глаголами Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Слайд 191.В каком предложении глагол употреблен в настоящем времени?

2. Что относится к

постоянным признакам глагола?

В) Время

Б) Лицо

А) Спряжение

А) Вылетела на солнышко первая бабочка.

Б) По вечерам у костров звучат песни.

В) Мы будем строить новый дом.

3. Выбери глагол со значением речи:

В) Отвечать

Б) Бегать

А) Нагреваться

1.В каком предложении глагол употреблен в настоящем времени?2. Что относится к постоянным признакам глагола?В) ВремяБ) Лицо А)

Слайд 20Безличные глаголы -
это глаголы, которые обозначают действия, происходящие

сами по себе, без действующего лица.
Нездоровится,
не сидится.
Безличные глаголы -  это глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

Слайд 21Буквы е – и в корнях с чередованием
В корнях

с чередованием е – и буква и пишется, если после корня стоит суффикс -а-.


-бер- - -бира-
-пер- - -пира-
-дер- - -дира-
-тер- - -тира-
-мер- - -мира-
-стел- - -стила-

избирать – изберу
запирать – запер
отдирать – отдеру
вытирать – вытер
замирать – замер
расстилать - расстелю

Буквы е – и в корнях с чередованием  В корнях с чередованием е – и буква

Слайд 22Правописание гласных в суффиксах глаголов
Если в настоящем или в будущем времени глагол

оканчивается на - ываю (-иваю), то в
неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс –ыва- (-ива-).
Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на –ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс –ова- (-ева-).
Советовать, советовал – советую.
Правописание гласных в суффиксах глаголовЕсли в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на - ываю (-иваю),

Слайд 23На какие вопросы может отвечать глагол?
Что обозначает глагол как часть речи?
Какие

морфологические признаки имеет глагол?
Как он изменяется?
Каким членом предложения обычно бывает?


«!» - я это знал
«+» - новое для меня
«-« - новое для меня
«?» - вопрос

На какие вопросы может отвечать глагол?Что обозначает глагол как часть речи?Какие морфологические признаки имеет глагол?Как он изменяется?Каким

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть