Слайд 1Повторение.
?
Урок русского языка в 8 классе. Автор – учитель русского языка
и литературы МАОУ СОШ№17 Шишкина Л.Е.
Слайд 2Блиц-опрос.
Что изучает фонетика?
На какие 2 группы делятся все звуки речи?
В чём
различие образования гласных и согласных звуков?
Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Назовите их.
Когда буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук? Приведите примеры.
В каких случаях эти же буквы обозначают 2 звука? Приведите примеры.
Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв?
На какие группы делятся согласные звуки?
Слайд 3Определите тему и цели урока.
Тема. Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.
Цели: обобщить и
систематизировать теоретические сведения по теме;
повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания;
совершенствовать умения и навыки правописания;
воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Слайд 5Сами звуки не передают значения, но…
кот
кит дом том
Слайд 6Произношение сочетаний согласных.
Слайд 7«Мозговой штурм» по группам.
1 гр. Прочитайте, согласны ли вы с мнением
о воздействии звуков на общую тональность речи? Обоснуйте своё мнение.
Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного. Например, такие слова как свет, жизнь, день, снег, солнце, весна, лес, сирень, сердце, дети, истина и другие состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, мука, кровь, груб, глух, обман, мрак, оковы – из низких звуков. Лексическое их значение как бы поддержано, подчёркнуто их звучанием. (Из «Энциклопедического словаря юного филолога»).
Справка. Высокие звуки образуются , когда язык приближён к зубам, задняя часть ротовой полости свободна. Низкие звуки образуются , когда свободна передняя часть ротовой полости, а язык оттянут назад.
Слайд 8«Мозговой штурм» по группам.
2 гр. Как вы понимаете смысл
высказывания: «Отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо» (Р.И.Аванесов)? Обоснуйте своё мнение.
Слайд 9Ударные и безударные гласные после шипящих и ц.
Назовите 3 вида орфограмм,
относящихся к написанию безударной гласной в корне. Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются? Безударные гласные
Слайд 10
Фонетика. Орфография.
Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и
ц.
Слайд 11Правописание согласных в корне.
Почему глухие и звонкие согласные в корне часто
являются орфограммами? В каких случаях это бывает приведите примеры.
Какую согласную называют непроизносимой?
Почему возникает эта орфографическая трудность?
Слайд 12Практическая работа с раздаточным материалом (по вариантам).
Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив
их на 4 группы в зависимости от вида корня с чередующейся гласной.
Вариант 2.Спишите текст, разделив слова на слоги. Выполните фонетический анализ выделенных слов.
Вариант 3. Продолжите запись , приводя по 2-3 своих примера.
Сущ. 3 скл.: мышь, чушь…
Глаголы: беречь – беречься, режь – режьте, несёшь – несёшься…
Наречия: прочь…
Частицы: ишь…
Сделайте вывод, словах какой части речи после шипящих в конце слов пишется Ь?
Слайд 13Проверка.
Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив их на 4 группы в зависимости
от вида корня с чередующейся гласной.
Согласный: притяжательное прилагательное, нелепое предположение, возлагать надежды, тёмно-зелёные водоросли, сращение костей, чистокровный скакун, расстилающаяся пустыня, заросли бурьяна.
Суффикс А:провести касательную, выбирать президиум, блистательное достижение, соприкосновение проводов, рассчитать конструкцию.
Ударение: разгоревшееся пламя, преклоняться перед авторитетом, полыхает зарница, повелительное наклонение, непринуждённо поклониться.
Значение: поравняться с колонной, беспредельная равнина, непромокаемый плащ-пальто.
Слайд 14Проверка.
Вариант 2.Спишите текст, разделив слова на слоги. Выполните фонетический анализ выделенных
слов.
Вот скрип-ну-ла ка-лит-ка …Вот про-зву-ча-ли ша-ги под ок-на-ми… Я слы-шу, как он от-кры-ва-ет дверь. Сей-час он вой-дёт, и меж-ду на-ми про-и-зой-дёт са-ма-я о-бык-но-вен-на-я и са-ма-я не-по-нят-на-я вешь в ми-ре: мы нач-нём раз-го-ва-ри-вать. Гость, из-да-ва-я зву-ки раз-ной вы-со-ты и си-лы, бу-дет вы-ра-жать сво-и мыс-ли, а я бу-ду слу-шать э-ти зву-ко-вы-е ко-ле-ба-ни-я воз-ду-ха… и е-го мыс-ли ста-нут мо-и-ми…
(И.А.Куприн)
Слайд 15Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Открывает – 4 слога [аткрывайит]
О [а]- гл., безуд.
Т[
т]- согл., тв./ парн., глух./парн.
К [к]- согл., тв./ парн., глух./парн.
Р [р]- согл., тв./парн., сонорный
Ы [ы] – гл., безуд.
В [в]- согл., тв./ парн., зв./парн.
А [а]- гл., ударн.
Е [й,]- согл., мягк./непарн., сонорный
[и]- гл., безуд.
Т[ т]- согл., тв./парн., глух./парн.
9 букв, 10 звуков
Слайд 16Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Самая -3 слога [самай,а]
C [c]– согл., тв./парн.,
глух./парн.
А [а] – гл., ударн.
М[ м] - согл., тв./парн., сонорный
А [а] - гл., безударн.
Я [й,]- согл., мягк./непарн., сонорный
[а]- гл., безударн.
5 букв, 6 звуков
Слайд 17Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Гость – 1 слог [гос,т,]
Г [ г]
– согл., тв./парн., зв./парн.
О [о] – лг., ударн.
С [с,] - согл., мягк./парн., глух./парн.
Т [т,] - согл., мягк./парн., глух./парн.
Ь - звука не имеет
5 букв, 4 звука
Слайд 18Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Моими -3 слога [маим,и]
М [м] – согл., тв./парн.,
сонорный
О [а] – гл., безуд.
И [и] - гл., ударн.
М[ м,] - согл., мягк./парн., сонорный
И [и] - гл., безударн.
5 букв, 5 звуков
Слайд 19«Занимательная лингвистика»
Ответы на вопросы запишите в 2 колонки:
в 1 –
с твёрдым произношением [тэ], [дэ],
в 2 – с мягким произношением [т,э], [д,э].
Знак препинания в виде чёрточки.
Кровеносный сосуд.
Паровозоремонтная мастерская.
Человек, собирающий коллекцию марок.
Лицо, идущее первым в соревновании.
Часть механизма машины.
Шарф, надеваемый на шею.
Слайд 20«Занимательная лингвистика»
Гостиница.
Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам.
Источник, откуда черпают новые
силы, средства; запас.
Сквозной проезд под землёй, в горах.
Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Образец какого-либо предмета, изготовленного обычно в уменьшенном виде.
Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.
Слайд 21Проверка.
[тэ], [дэ]
[т,э], [д,э]
тире депо
артерия лидер
филателист деталь
кашне декламация
отель девиз
лотерея резерв
туннель
модель
Слайд 23Рефлексия.
Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей, приведите свои
примеры.
Слайд 24Рефлексия.
Заполнив таблицу данными примерами, расскажите о правилах употребления букв Ы-И после
Ц.
Демонстрац…я, революц…я, ц…тата, ц…фра, страниц…, отличниц…, ц…ркуль, сестриц…н, революц…я, репетиц…я, ц…плёнок, ц…ганский, ц…ц.
Слайд 25Подведение итогов урока.
Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
Цели: обобщить
и систематизировать теоретические сведения по теме;
повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания;
совершенствовать умения и навыки правописания;
воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Слайд 26Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме урока.
Составить текст (10 предложений), используя
слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке.