Презентация, доклад по русскому языку на тему Фонетика. Орфография. (8 класс)

Содержание

Блиц-опрос.Что изучает фонетика?На какие 2 группы делятся все звуки речи?В чём различие образования гласных и согласных звуков?Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Назовите их.Когда буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук? Приведите примеры.В

Слайд 1Повторение. ?
Урок русского языка в 8 классе. Автор – учитель русского языка

и литературы МАОУ СОШ№17 Шишкина Л.Е.
Повторение. ?Урок русского языка в 8 классе. Автор – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№17 Шишкина

Слайд 2Блиц-опрос.
Что изучает фонетика?
На какие 2 группы делятся все звуки речи?
В чём

различие образования гласных и согласных звуков?
Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Назовите их.
Когда буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук? Приведите примеры.
В каких случаях эти же буквы обозначают 2 звука? Приведите примеры.
Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв?
На какие группы делятся согласные звуки?


Блиц-опрос.Что изучает фонетика?На какие 2 группы делятся все звуки речи?В чём различие образования гласных и согласных звуков?Сколько

Слайд 3Определите тему и цели урока.
Тема. Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.
Цели: обобщить и

систематизировать теоретические сведения по теме;
повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания;
совершенствовать умения и навыки правописания;
воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Определите тему и цели урока.Тема. Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.Цели: обобщить и систематизировать теоретические сведения по теме;повторить правила

Слайд 4Запомните!

Запомните!

Слайд 5Сами звуки не передают значения, но…
кот

кит дом том
Сами звуки не передают значения, но…кот           кит

Слайд 6Произношение сочетаний согласных.

Произношение сочетаний согласных.

Слайд 7«Мозговой штурм» по группам.
1 гр. Прочитайте, согласны ли вы с мнением

о воздействии звуков на общую тональность речи? Обоснуйте своё мнение.
Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного. Например, такие слова как свет, жизнь, день, снег, солнце, весна, лес, сирень, сердце, дети, истина и другие состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, мука, кровь, груб, глух, обман, мрак, оковы – из низких звуков. Лексическое их значение как бы поддержано, подчёркнуто их звучанием. (Из «Энциклопедического словаря юного филолога»).
Справка. Высокие звуки образуются , когда язык приближён к зубам, задняя часть ротовой полости свободна. Низкие звуки образуются , когда свободна передняя часть ротовой полости, а язык оттянут назад.
«Мозговой штурм» по группам.1 гр. Прочитайте, согласны ли вы с мнением о воздействии звуков на общую тональность

Слайд 8«Мозговой штурм» по группам.
2 гр. Как вы понимаете смысл

высказывания: «Отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо» (Р.И.Аванесов)? Обоснуйте своё мнение.
«Мозговой штурм» по группам.  2 гр. Как вы понимаете смысл высказывания: «Отклонения от литературного, орфоэпического произношения

Слайд 9Ударные и безударные гласные после шипящих и ц.
Назовите 3 вида орфограмм,

относящихся к написанию безударной гласной в корне. Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются? Безударные гласные


Ударные и безударные гласные после шипящих и ц.Назовите 3 вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в

Слайд 10 Фонетика. Орфография.
Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и

ц.

Фонетика. Орфография.    Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после

Слайд 11Правописание согласных в корне.
Почему глухие и звонкие согласные в корне часто

являются орфограммами? В каких случаях это бывает приведите примеры.
Какую согласную называют непроизносимой?
Почему возникает эта орфографическая трудность?

Правописание согласных в корне.Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами? В каких случаях это

Слайд 12Практическая работа с раздаточным материалом (по вариантам).
Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив

их на 4 группы в зависимости от вида корня с чередующейся гласной.
Вариант 2.Спишите текст, разделив слова на слоги. Выполните фонетический анализ выделенных слов.
Вариант 3. Продолжите запись , приводя по 2-3 своих примера.
Сущ. 3 скл.: мышь, чушь…
Глаголы: беречь – беречься, режь – режьте, несёшь – несёшься…
Наречия: прочь…
Частицы: ишь…
Сделайте вывод, словах какой части речи после шипящих в конце слов пишется Ь?

Практическая работа с раздаточным материалом (по вариантам).Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив их на 4 группы в зависимости

Слайд 13Проверка.
Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив их на 4 группы в зависимости

от вида корня с чередующейся гласной.
Согласный: притяжательное прилагательное, нелепое предположение, возлагать надежды, тёмно-зелёные водоросли, сращение костей, чистокровный скакун, расстилающаяся пустыня, заросли бурьяна.
Суффикс А:провести касательную, выбирать президиум, блистательное достижение, соприкосновение проводов, рассчитать конструкцию.
Ударение: разгоревшееся пламя, преклоняться перед авторитетом, полыхает зарница, повелительное наклонение, непринуждённо поклониться.
Значение: поравняться с колонной, беспредельная равнина, непромокаемый плащ-пальто.

Проверка.Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив их на 4 группы в зависимости от вида корня с чередующейся гласной.Согласный:

Слайд 14Проверка.
Вариант 2.Спишите текст, разделив слова на слоги. Выполните фонетический анализ выделенных

слов.
Вот скрип-ну-ла ка-лит-ка …Вот про-зву-ча-ли ша-ги под ок-на-ми… Я слы-шу, как он от-кры-ва-ет дверь. Сей-час он вой-дёт, и меж-ду на-ми про-и-зой-дёт са-ма-я о-бык-но-вен-на-я и са-ма-я не-по-нят-на-я вешь в ми-ре: мы нач-нём раз-го-ва-ри-вать. Гость, из-да-ва-я зву-ки раз-ной вы-со-ты и си-лы, бу-дет вы-ра-жать сво-и мыс-ли, а я бу-ду слу-шать э-ти зву-ко-вы-е ко-ле-ба-ни-я воз-ду-ха… и е-го мыс-ли ста-нут мо-и-ми…
(И.А.Куприн)
Проверка.Вариант 2.Спишите текст, разделив слова на слоги. Выполните фонетический анализ выделенных слов. Вот скрип-ну-ла ка-лит-ка …Вот про-зву-ча-ли

Слайд 15Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Открывает – 4 слога [аткрывайит]
О [а]- гл., безуд.
Т[

т]- согл., тв./ парн., глух./парн.
К [к]- согл., тв./ парн., глух./парн.
Р [р]- согл., тв./парн., сонорный
Ы [ы] – гл., безуд.
В [в]- согл., тв./ парн., зв./парн.
А [а]- гл., ударн.
Е [й,]- согл., мягк./непарн., сонорный
[и]- гл., безуд.
Т[ т]- согл., тв./парн., глух./парн.
9 букв, 10 звуков
Проверка.Вариант 2. Фонетический разбор.Открывает – 4 слога [аткрывайит]О [а]- гл., безуд.Т[ т]- согл., тв./ парн., глух./парн.К [к]-

Слайд 16Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Самая -3 слога [самай,а]
C [c]– согл., тв./парн.,

глух./парн.
А [а] – гл., ударн.
М[ м] - согл., тв./парн., сонорный
А [а] - гл., безударн.
Я [й,]- согл., мягк./непарн., сонорный
[а]- гл., безударн.
5 букв, 6 звуков
Проверка.Вариант 2. Фонетический разбор. Самая -3 слога [самай,а]C [c]– согл., тв./парн., глух./парн.А [а] – гл., ударн.М[ м]

Слайд 17Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Гость – 1 слог [гос,т,]
Г [ г]

– согл., тв./парн., зв./парн.
О [о] – лг., ударн.
С [с,] - согл., мягк./парн., глух./парн.
Т [т,] - согл., мягк./парн., глух./парн.
Ь - звука не имеет
5 букв, 4 звука
Проверка. Вариант 2. Фонетический разбор.Гость – 1 слог [гос,т,]Г [ г] – согл., тв./парн., зв./парн.О [о] –

Слайд 18Проверка.
Вариант 2. Фонетический разбор.
Моими -3 слога [маим,и]
М [м] – согл., тв./парн.,

сонорный
О [а] – гл., безуд.
И [и] - гл., ударн.
М[ м,] - согл., мягк./парн., сонорный
И [и] - гл., безударн.
5 букв, 5 звуков

Проверка.Вариант 2. Фонетический разбор.Моими -3 слога [маим,и]М [м] – согл., тв./парн., сонорныйО [а] – гл., безуд.И [и]

Слайд 19«Занимательная лингвистика»
Ответы на вопросы запишите в 2 колонки:
в 1 –

с твёрдым произношением [тэ], [дэ],
в 2 – с мягким произношением [т,э], [д,э].
Знак препинания в виде чёрточки.
Кровеносный сосуд.
Паровозоремонтная мастерская.
Человек, собирающий коллекцию марок.
Лицо, идущее первым в соревновании.
Часть механизма машины.
Шарф, надеваемый на шею.


«Занимательная лингвистика»Ответы на вопросы запишите в 2 колонки: в 1 – с твёрдым произношением [тэ], [дэ], в

Слайд 20«Занимательная лингвистика»
Гостиница.
Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам.
Источник, откуда черпают новые

силы, средства; запас.
Сквозной проезд под землёй, в горах.
Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Образец какого-либо предмета, изготовленного обычно в уменьшенном виде.
Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.
«Занимательная лингвистика»Гостиница.Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам.Источник, откуда черпают новые силы, средства; запас.Сквозной проезд под землёй,

Слайд 21Проверка.
[тэ], [дэ]

[т,э], [д,э]
тире депо
артерия лидер
филателист деталь
кашне декламация
отель девиз
лотерея резерв
туннель
модель
Проверка.     [тэ], [дэ]

Слайд 22Игра «Пять на «5»

Игра «Пять на «5»

Слайд 23Рефлексия.
Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей, приведите свои

примеры.


Рефлексия.Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей, приведите свои примеры.

Слайд 24Рефлексия.
Заполнив таблицу данными примерами, расскажите о правилах употребления букв Ы-И после

Ц.






Демонстрац…я, революц…я, ц…тата, ц…фра, страниц…, отличниц…, ц…ркуль, сестриц…н, революц…я, репетиц…я, ц…плёнок, ц…ганский, ц…ц.
Рефлексия.Заполнив таблицу данными примерами, расскажите о правилах употребления букв Ы-И после Ц.Демонстрац…я, революц…я, ц…тата, ц…фра, страниц…, отличниц…,

Слайд 25Подведение итогов урока.
Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
Цели: обобщить

и систематизировать теоретические сведения по теме;
повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания;
совершенствовать умения и навыки правописания;
воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Подведение итогов урока.Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?Цели: обобщить и систематизировать теоретические сведения по теме;повторить

Слайд 26Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме урока.
Составить текст (10 предложений), используя

слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке.
Домашнее задание.Повторить теоретический материал по теме урока.Составить текст (10 предложений), используя слова с орфограммами, которые мы повторили

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть