Слайд 1Повторение по теме «Союз»
(урок-путешествие)
Слайд 3 1. В русском языке есть ………… и служебные части
речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
Слайд 47. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые
предложения в составе сложного, называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
Слайд 5Станция «Лексическая»
Союз – это…
Слайд 61.Тесное соединение, связь (отдельных лиц, групп, классов и т.п.). Дружеский, братский,
родственный семейный с.
2.
Объединение, соглашение для каких-л. совместных целей, действий. Заключить с. Военный, оборонительный с.
3.
Государственное объединение, состоящее из нескольких государств, земель и т.п., с общей верховной властью. Союз Советских Социалистических Республик.
4. кого, какой.
Общественная организация, объединение. С. писателей. С. художников.
Слайд 7Союз - служебное неизменяемое слово, служащее для соединения слов и предложений.
Сочинительные союзы. Подчинительные союзы.
Слайд 8 Когда-то в нём выделялась приставка СО-, имеющая значение «вместе», и
корень - ЮЗ- со значением «связь», близким по значению к словам УЗЫ, УЗЕЛ.
Слайд 9Станция «Фразеология» .
Объясните значение фразеологизмов
Слайд 10Как белка в колесе крутиться
Как в воду канул
Как снег
на голову
Как воды в рот набрал
Как две капли воды
Беречь (хранить) как зеницу ока
Как из рога изобилия
Как манны небесной
Носиться как с писаной торбой
Слайд 11Ни бе ни ме (в чем-либо )
Ни гроша за
душой
Ни души
Ни к селу ни к городу
Ни на йоту
Ни свет ни заря
Ни себе ни людям
Ни слуху ни духу
Ни стыда ни совести
И стар и млад
И смех и горе
Слайд 13Между Сциллой и Харибдой
Вагон и маленькая тележка
Васька слушает да ест.
Вокруг да около
Кожа да кости
Не в бровь, а в глаз
Показать, где раки зимуют
По образу и подобию
Сквозь огонь и воду
Со щитом или на щите
Слайд 14Следующая остановка — «Литературная»
Употребление союзов в литературных произведениях
Слайд 15 «Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете
всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Слайд 16Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом
блестит.
Слайд 17Многосою́зие (также полисиндетон, др.-греч. ) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении
количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
Слайд 18Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет
Слайд 19Бессоюзие- стилистический приём, при котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает
большую сжатость
Слайд 20Станция « Сортировочная»
Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными
союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
Слайд 211. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя
еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной. 6. Вдалеке спокойная гладь синей воды, а около берега с тихим плеском накатывают зеленоватые волны 7. Как прекрасна наша родная матушка-Волга, когда она предстаёт перед нами во всей красе!
Слайд 22Следующая остановка
« Творческая»
Исправьте грамматические ошибки
Слайд 231. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив
удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
3. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
4. Открывая дверь, она тихонько скрипнула.
5. Принимая участие в олимпиаде, перед тобою открываются огромные возможности.
Слайд 24Следующая станция «Графическая»
Составьте схемы предложений
Слайд 251.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Песча(н,нн) ые косы,
перемытые речной водой и перевея(н, нн)ые ветром, пор(о,а) сли цветами, и сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами
3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
Слайд 264.Наталья Савишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5.Толя мощно
разгонялся и, (не) меняя ритма шагов, не семеня, наносил удар (с)ходу.
6.Мы пошли по лоси(н,нн)ому следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
Слайд 27Следующая станция- «Конструирование».
Продолжите предложения, сначала добавьте однородные члены, а затем запишите
сложносочиненное предложение
Слайд 281.Пришла весна и …
2.Солнце все ярче светит и…
3.Деревья вновь зазеленели и…
4.Настроение
у всех веселое и…
Слайд 30Я знаю … самое озеро, которое и вы знаете, и …
ловлю в нем рыбу. (тоже, то же)
За это ружье заплачено вдвое дороже, чем …. , …. оно вдвое и лучше того. (зато, за то)
Мы с отцом … были в городе и провели там время …. , как и вы. (так же, также)