Слайд 1Все слова языка образуют его словарный состав
лексику
Наука, изучающая
словарный состав, называется
лексикологией
То, что обозначает слово, является
лексическим значением
Лексическое значение имеют только
самостоятельные части речи
Кроме лексического значения любое слово
имеет и грамматическое значение
Слайд 2Орфографическая работа.
Запишите слова, объясните написание гласных в слабой позиции:
брош..ра, в..стибюль,
б..тарея, к..л..кольчик.
Определите лексическое значение этих слов (запишите его). Какие из них имеют не одно, а несколько лексических значений?
Слайд 3ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Слайд 4Работа с учебником.
Параграф 65, стр.153
Слайд 5Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит,
буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.
Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек идет, пароход идет, письма идут, часы идут;
«В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса. У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»
Слайд 6Как вы думаете, слова ИГЛА, ИДЁТ ОДНОЗНАЧНЫЕ ИЛИ МНОГОЗНАЧНЫЕ?
Слайд 9Работа со словарем.
Найдите в словаре учебника многозначные – 1 вариант –
однозначные слова – 2 вариант.
Найдите в словаре слово – лететь.
Слайд 10Прямое и переносное значение слов
Слайд 11Дорогие ребята!
На этом уроке вы познакомитесь с новыми
понятиями — прямое и переносное значение слов. Перед вами стоит важная задача: вы должны научиться определять, когда то или иное слово употреблено в прямом, а когда — в переносном смысле. Учтите, что употребление слова в переносном значении очень часто используется писателями и поэтами для создания художественной образности, но неумелое или неправильное употребление слова может стать причиной речевой или стилистической ошибки.
Слайд 12 Может ли человек быть слоном? Вы умеете есть тарелки
и проглатывать кружки?
Если вы ответили на эти вопросы «да», то не ошиблись.
Как приятно съесть полную тарелку клубники со сливками или полтарелки черешни. А потом проглотить кружку свежего молока. Только бы не очень растолстеть от всего этого, чтобы тебя не назвали слоном.
Слайд 15 Когда мы переносим названия с одного предмета (признака,
действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными.
Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ .
Железный характер — это характер твёрдый, как железо.
Слайд 16 Ледяной взгляд — взгляд холодный, как лёд.
Солнечное
настроение — настроение яркое и бодрое, радостное, как солнце.
Тёплая встреча — встреча приятная, как само тепло дома.
Слайд 17Рассмотрите рисунки и объясните, на чём основано употребление слова в переносном
значении.
Тьма Тьма народу
Слайд 18 Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов есть
какое-нибудь сходство.
Тьма — вокруг темно, ничего не видно, куда ни глянь, темнота. Тьма народу — множество людей, куда ни посмотришь, люди, люди, люди… И ничего не видно кроме них.
Слайд 19 Переносное значение часто встречается у глаголов. Так, действия
людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал реку, осень разукрасила лес.
Дождь плачет
Прямое значение Переносное значение
Слайд 21Тренажёр. Переносное значение слов
Составьте словосочетания, подбирая к существительному слова
с переносным значением.
1. Взгляд …
2. Сердце …
3. Ветер …
4. Хвост …
5. Солнце ….
Слайд 22Тренажёр. Прямое и переносное значение слов
Из каждой пары выберите
словосочетание с переносным значением.
Золотая осень — золотое кольцо
Мягкий характер — мягкая кровать
Сонные берёзки — сонная девочка
Тяжёлый груз — тяжёлое чувство
Деревянный стол — деревянная походка
Слайд 23 Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин.)
Слайд 24 Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин.)
Слайд 25ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
НА УРОКЕ Я УЗНАЛ(А)…
Я НАУЧИЛСЯ(АСЬ)…
МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ…
Слайд 26ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
НАЙДИТЕ В СЛОВАРЕ 5 МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И СОСТАВЬТЕ С НИМИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
СОСТАВЬТЕ 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ, УПОТРЕБЛЁННЫМИ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ