Презентация, доклад по русскому языку на тему Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Содержание

I. Лингвистическая разминка Записать слова, вставить пропущенные буквы:В…теран, к…мпозиция, зо…дчий, исти…ый, г…ниальный, тр…диция, ст…пендиат, к…ндидат, п…мятник, св…детельство, пьедестал.Отметить слова русского происхождения, подобрать к ним однокоренные слова: зодчий — зодчество; истинный — истина, истец, воистину; памятник —

Слайд 1Классная работа.
Выделительные знаки препинания при обращении.
Употребление обращений.

Классная работа.Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Слайд 2I. Лингвистическая разминка
Записать слова, вставить пропущенные буквы:
В…теран, к…мпозиция, зо…дчий, исти…ый, г…ниальный,

тр…диция, ст…пендиат, к…ндидат, п…мятник, св…детельство, пьедестал.

Отметить слова русского происхождения, подобрать к ним однокоренные слова:
зодчий — зодчество; истинный — истина, истец, воистину; памятник — память, памятный, запамятовать; свидетельство — свидетель, засвидетельствовать, освидетельствование.

I. Лингвистическая разминка Записать слова, вставить пропущенные буквы:В…теран, к…мпозиция, зо…дчий, исти…ый, г…ниальный, тр…диция, ст…пендиат, к…ндидат, п…мятник, св…детельство,

Слайд 31. Укажите неверные утверждения.
1. Обращение – это слова или сочетания слов,

называющие того, к кому обращаются с речью
2. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными
3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения
4. Обращение может находиться в любой части предложения
5. Обращение произносится с особой, звательной интонацией
6. Обращение имеет форму именительного падежа
7. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком

1. Укажите неверные утверждения.1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с

Слайд 42.Укажите предложение с распространённым обращением.
1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он

едет к матушке своей. (Островский А.)
2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)
3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)
4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (Лермонтов М.)
2.Укажите предложение с распространённым обращением.1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)2)

Слайд 53.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа

правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мои первые шаги в мире поэтическом,(1) вы были осмеянными шагами по битому стеклу, (2) по тёмным острокрайним кремням,(3) по дороге пыльной, как будто не ведущей ни к чему. (Бальмонт К.)
1) 1
2) 1, 2, 3
3) 1, 3
4) 2, 3

3.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

Слайд 64. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте

ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мой первый друг, (1)мой друг бесценный,(2) и я судьбу благословил, (3) когда мой двор уединенный, (3) печальным снегом занесенный,(4) твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)
1) 1, 2, 3
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 2

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Слайд 75.Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
1) Память моя сотвори

ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. (Астафьев В.)
2) Любимый город может спать спокойно. (Долматовский Е.)
3) Платком взмахнула у ворот моя любимая. (Долматовский Е.)
4) Куда меня знакомая дороженька ведет? (Боков В.)
5.Укажите предложение с обращением  (знаки препинания не расставлены).1) Память моя сотвори ещё раз чудо сними с

Слайд 8


















Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Слайд 9Роль обращений в художественной литературе. Запишите предложения, расставьте знаки препинания
Не говорила ль

я тебе воровская харя чтоб ты кафтан пустил шире .Вдруг он обратился к матушке : «Авдотья Васильевна а сколько лет Петруше ?»
«Молчи хрыч !»- отвечал я ему. Друзья мои прекрасен наш союз ! Я пригласил вас господа с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие : к нам едет ревизор .
Роль обращений в художественной литературе. Запишите предложения, расставьте знаки препинанияНе говорила ль я тебе воровская харя чтоб

Слайд 10Проверим себя
Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан

пустил шире .Вдруг он обратился к матушке : «Авдотья Васильевна , а сколько лет Петруше ?»
«Молчи ,хрыч !»- отвечал я ему. Друзья мои, прекрасен наш союз ! Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие : к нам едет ревизор .
Проверим себяНе говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире .Вдруг он обратился к

Слайд 11Вставьте подходящие по смыслу обращения в предложения.


Слова для справок: низкий дом

с золотыми ставнями. золотая моя Москва, моя старушка.


1)Что же ты ………. приумолкла у окна?
2) В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва дорогая моя столица ………..!
3) ………….. не забыть мне тебя никогда.

Вставьте подходящие по смыслу обращения в предложения.Слова для справок: низкий дом с золотыми ставнями. золотая моя Москва,

Слайд 12Вставьте подходящие по смыслу обращения в предложения.


Слова для справок: низкий дом

с золотыми ставнями, золотая моя Москва, моя старушка.


1)Что же ты, ………., приумолкла у окна?
2) В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва, дорогая моя столица, ……….. !
3) ………….., не забыть мне тебя никогда.

моя старушка

золотая моя Москва

Низкий дом с золотыми ставнями

Вставьте подходящие по смыслу обращения в предложения.Слова для справок: низкий дом с золотыми ставнями, золотая моя Москва,

Слайд 13«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
(И.А. Крылов «Лисица и Осел»)

Почему трудно найти

обращение?

В разговорной речи распространенные обращения бывают расчленены в предложении. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе:

1. Куда же, мил, идешь ты, человек?
2. Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя...

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»(И.А. Крылов «Лисица и Осел»)Почему трудно найти обращение?В разговорной речи распространенные обращения бывают

Слайд 14Чтобы упрочить Ваши знания, даю домашнее задание:

§ 55-§ 58,
Упр.344

Чтобы упрочить Ваши знания, даю домашнее задание: § 55-§ 58,Упр.344

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть