Презентация, доклад по русскому языку на тему Речевой этикет

Содержание

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”этикет

Слайд 1


Слайд 2“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего

проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”


этикет

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с

Слайд 3Что такое «речевой этикет»?

Речевой этикет — это система специфических языковых знаков

(слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»

Что такое «речевой этикет»?Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил

Слайд 4Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание

правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.           
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет

Слайд 5Правила речевого этикета
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать

собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
 Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
 Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Правила речевого этикетаТактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем,

Слайд 6 Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем

говорить, где говорить и с кем говорить.
Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем

Слайд 7Формулы представления
- Разрешите с вами познакомиться.
- Давайте познакомимся.
- Будем

знакомы.

- Я хотел бы с вами познакомиться.

Формулы представления- Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с

Слайд 8Формулы представления (по телефону)
- Меня зовут Валерий Павлович.
- Моя фамилия

Сергеев.

- Позвольте (разрешите) представиться.

Формулы представления (по телефону)- Меня зовут Валерий Павлович. - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться.

Слайд 9Формулы приветствия
- Здравствуй(те)!
- Добрый день (вечер, утро)!
- Привет!


Формулы приветствия - Здравствуй(те)! - Добрый день (вечер, утро)! - Привет!

Слайд 10Приглашение
- Позвольте (разрешите) пригласить вас…
- Приходите на праздник (юбилей,

встречу).
- Будем рады видеть вас.

Поздравление:

- Разрешите поздравить вас с…
- Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
- Горячо поздравляю…

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас.

Слайд 11Просьба
- Сделайте одолжение…
- Если вам не трудно (если вас

это не затруднит)…
- Будьте любезны…
- Не могу ли попросить вас…
- Очень вас прошу…

Советы и предложения

- Разрешите порекомендовать вам…
- Позвольте обратить ваше внимание на…
- Я бы предложил вам…

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны…

Слайд 12Формулировка отказа
- (Я) не могу (не в силах, не в

состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
- В настоящее время это (сделать) невозможно.
- Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
- Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
- Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). -

Слайд 13Формулы прощания
- До завтра.
- До вечера.
- До свидания.

Формулы прощания- До завтра. - До вечера. - До свидания.

Слайд 14Из истории речевого этикета

Из истории  речевого этикета

Слайд 15 Рождение этикета
Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой

этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...
Рождение этикетаКак бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его

Слайд 16«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из

нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

«Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица.

Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила

Слайд 17 Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и

в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность,

Слайд 18Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:
«Имейте душу чистую и непорочную,

тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся...
... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
...Не много смеяться, стыдиться старших...
...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»
 

Великий князь Киевский Владимир Мономах
(1053-1125)

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:«Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать

Слайд 19Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век),

ставшем многозначным символом патриархальной Руси.

В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. 		В

Слайд 20Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой»)
Это анонимный памятник русской литературы

XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой»)		Это анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов

Слайд 21 «...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых

ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».
«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или

Слайд 22Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и

литературы.


Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. 		Без языка и колокол нем.В

Слайд 23Пословицы и поговорки об этикете
  Умный не говорит, невежда не дает

говорить.
Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай.
Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
Все беды человека от его языка.
Корову ловят за рога, людей за язык.
Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.
Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать.
Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.      

Пословицы и поговорки об этикете  Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха -

Слайд 24Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий,

кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь ,
Насмешишь ты целое царство».

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое

Слайд 25 А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу,

без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и

Слайд 26СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

Слайд 27Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в

тех ситуациях, когда этого делать не стоит.

Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане.
Значит, говорить надо по — русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.

Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не

Слайд 28Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных

пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.
Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит

Слайд 29Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.»

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?    «Классный Днепр при клёвой погоде, когда,

Слайд 30 МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ  

МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ  

Слайд 31 Правильность речи, её точность, логичность,

чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.
Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии

Слайд 32Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
1. Внимание и приветливость по отношению

к собеседнику.
2. Соблюдение субординации по возрасту.
3. Учёт ответной реакции собеседника.
4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.
Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.2. Соблюдение субординации по возрасту.3.

Слайд 33Знание этих правил может не привести к успешному общению.
Одной из

причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.
Знание этих правил может не привести к успешному общению. 		Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет»,

Слайд 34Способы, которые помогают избежать негативного слова.
Чего не следует говорить

Меня не интересует

ваше предложение.
Я ничего об этом не знаю.
Я с вами не согласен, это совсем не так.
Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации.
Сейчас я не хочу об этом говорить.
Вы неправильно сделали этот отчет.

Что следует говорить
В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее.
К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией.
А как вы смотрите на другую точку зрения?
Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже.
Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время.
Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.

Способы, которые помогают избежать негативного слова.Чего не следует говоритьМеня не интересует ваше предложение.Я ничего об этом не

Слайд 35 Тест «Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь

ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

«почти всегда» «в большинстве случаев» «иногда» «редко» «никогда»

Тест   «Умеете ли вы слушать?» 1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу,

Слайд 36 «почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6

баллов «редко» - 8 баллов «никогда» - 10 баллов   55 баллов — вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»  

Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы!

Тест «Умеете ли вы слушать?»

«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6 баллов «редко» -

Слайд 37Давайте говорить друг другу комплименты!

Давайте говорить друг другу комплименты!

Слайд 38 Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей

внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы.

Слайд 39Позвони мне, позвони...

Позвони мне, позвони...

Слайд 40 Этикет разговора по телефону.
Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора.


Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.
Специалисты — психологи утверждают, что появилась современная болезнь - «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.
Этикет разговора по телефону. Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора. Многие учащиеся зачастую не

Слайд 41Мобильные телефоны.
Ими пользуются практически все.
Но использование сотовых телефонов во время управления

автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.
Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.
Мобильные телефоны.Ими пользуются практически все.Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям,

Слайд 42 Речевые формулы телефонного разговора
Почему обиделась мама?

Маша: « Алло, Катя, это ты?»
Мама:

« Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?»
Маша: « Да так, знакомая. А где Катя?»
Мама: « Её нет дома. Что ей передать?»
Маша: « Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла.»
Мама: « Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.»
 
Речевые формулы телефонного разговора Почему обиделась мама?Маша: « Алло, Катя, это ты?»Мама: « Нет, это не

Слайд 43 Обсуждение ошибок
Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто

взял трубку, стала общаться на «ты», а к телефону подошёл взрослый человек, к которому следует обращаться на «вы».
После того, как Машу попросили представиться, она не назвала своего имени.
Маша эмоционально и бесцеремонно начала высказываться по поводу отсутствия Кати.
Если у Маши было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму.
Если у Маши дело было не срочное, она должна была сказать, что она обязательно перезвонит.
 

Обсуждение ошибок    Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку,

Слайд 44Работа над ошибками
Мама: «Алло. Слушаю вас.»
Маша: «Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница,

Маша.»
Мама: «Здравствуйте, я вас слушаю.»
Маша: «Можно пригласить вашу дочь к телефону?»
Мама: «К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать?»
Маша: «Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома?»
Мама: «Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили.»
Маша: «Спасибо. Я обязательно перезвоню.»
 
Работа над ошибкамиМама: «Алло. Слушаю вас.»Маша: «Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша.»Мама: «Здравствуйте, я вас слушаю.»Маша: «Можно

Слайд 45 Правила разговора по телефону
Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом

обращайтесь с просьбой.
Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
Правила  разговора по телефону Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.Не набирайте

Слайд 46 Правила разговора по телефону
Не звоните без крайней надобности на работу

по личному делу.
На работе говорите по телефону коротко.
Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо».
И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!


Правила  разговора по телефону Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.На работе

Слайд 47САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

(СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.         (СЕРВАНТЕС

Слайд 48спасибо за внимание!

спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть