Презентация, доклад по русскому языку на тему Повторение лексики

Содержание

Цели: повторение лексики;развитие языковой грамотности;воспитание любви к родному языку.- Королева из сказки С.Я.Маршака никак не может понять , в чем состоит отличие грамматического и лексического значения слова. - Давайте поможем ей в этом.

Слайд 1Повторение лексики
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ВСШ» г Кулебаки Нижегородской

области
Перепелкина Ольга Васильевна .

Повторение лексикиВыполнила учитель русского языка и литературыМБОУ «ВСШ» г Кулебаки Нижегородской областиПерепелкина Ольга Васильевна .

Слайд 2Цели: повторение лексики;
развитие языковой грамотности;
воспитание любви к родному языку.





- Королева из

сказки С.Я.Маршака никак не может понять , в чем состоит отличие грамматического и лексического значения слова.
- Давайте поможем ей в этом.
Цели: повторение лексики;развитие языковой грамотности;воспитание любви к родному языку.- Королева из сказки С.Я.Маршака никак не может понять

Слайд 5

Лиса. Девочка. Белка.




Грамматическое значение этих слов – имя

существительное, нарицательное, одушевленное, женский род, 1 склонение, именительный падеж, единственное число.
Лиса.  Девочка.  Белка. Грамматическое значение этих слов – имя существительное, нарицательное, одушевленное, женский род, 1

Слайд 6Лексическое значение слов:

Лиса- «Хищное млекопитающее семейства псовых с длинным пушистым хвостом,

а также мех его ».

Девочка- « Ребенок женского пола»

Белка- « Небольшой лесной зверек-грызун с пушистым хвостом, а также мех его»
Лексическое значение слов:Лиса- «Хищное млекопитающее семейства псовых с длинным пушистым хвостом, а также мех его ».Девочка- «

Слайд 7Слова как значимые единицы языка служат для наименования предметов, их признаков,

их действий, количества.
Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав)
Лексика изучается в специальном разделе науки о языке-лексикологии.
Каждое слово что-то обозначает. Это лексическое значение. Лексические значения разъясняются в толковых словарях.
Слова в толковых словарях располагаются по алфавиту.
Слова как значимые единицы языка служат для наименования предметов, их признаков, их действий, количества.Слова языка образуют его

Слайд 8Словари.
Толковые словари служат для

толкования значения слов. В толковом словаре можно найти информацию о лексическом значении слова, узнать, многозначно оно или нет. Узнать, есть ли у него омонимы. В словаре даются сведения об основных орфоэпических, морфологических, синтаксических, стилистических характеристиках слова, приводятся примеры словоупотребления. Словарь состоит из словарных статей. Толкование значений в словаре может быть представлено разными способами: описательным (дается описание существенных признаков предмета), синонимическим (значение слова объясняется с помощью подбора синонимов). В одном толковании могут сочетаться разные способы. Разные значения одного слова могут толковаться разными способами.
Словари.       Толковые словари служат для толкования значения слов. В толковом словаре

Слайд 9Однозначные слова. Многозначные слова.

Однозначные слова имеют
одно лексическое значение.





Многозначные слова имеют
два и более лексических
значений.




Тюль - однозначное слово.







Кисть- многознач-ное слово.

Однозначные слова. Многозначные слова.

Слайд 10


Задание. Выпишите в тетрадь одно однозначное слово и одно многозначное слово

из толкового словаря С.И.Ожегова

Работа выполняется по группам.

Задание. Выпишите в тетрадь одно однозначное слово и одно многозначное слово из толкового словаря С.И.ОжеговаРабота выполняется по

Слайд 11Прямое и переносное значение.
Ледяной взгляд - переносное значение слова
Ледяная глыба -

прямое значение слова
Прямое и переносное значение.Ледяной взгляд - переносное значение словаЛедяная глыба - прямое значение слова

Слайд 12Перенос значения слова служит для создания
образной выразительной речи.


Метафора- костер рябины

красной,
щёки горят.
Олицетворение- запела капель

Эпитет- холодный взгляд.
Перенос значения слова служит для создания образной выразительной речи.Метафора- костер рябины красной,

Слайд 13Задание. Прочитайте стихотворение Есенина «С добрым утром». Определите, какие слова в

прямом значении , какие в переносном значении. Выполняют обе группы.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким
перламутром
И ,качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Задание. Прочитайте стихотворение Есенина «С добрым утром». Определите, какие слова в прямом значении , какие в переносном

Слайд 14

Омонимы








Омонимы- слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению.

Ключ – металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.

Ключ - вытекающий из земли источник , родник.

Омонимы   Омонимы- слова, одинаковые

Слайд 15Задание.
Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что эти слова являются омонимами.




Брак,

балка, свет, среда, лук, кран.
Задание.Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что эти слова являются омонимами.Брак, балка, свет, среда, лук, кран.

Слайд 16Омоформы- совпадение отдельной формы слов. Пример: Лечу(от лечить) – лечу (от

летать) .



Задание. Найдите и выпишите омоформы .
Выполняют обе группы.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
(А. Шибаев .)
Омоформы- совпадение отдельной формы слов. Пример: Лечу(от лечить) – лечу (от летать) .Задание. Найдите и выпишите омоформы

Слайд 17Омофоны- фонетические омонимы.
Пример: Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.



Задание

. Выпишите из текста омофоны.
Выполняют обе группы.

Вы ,щенки, за мной ступайте !
Будет вам по калачу.
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
( А. Пушкин )
Омофоны- фонетические омонимы.Пример: Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.Задание . Выпишите из текста омофоны.Выполняют обе

Слайд 18Омографы- графические омонимы ( слова пишутся одинаково , но произносятся
по-разному,

в зависимости от ударения.
Пример: Полет – полёт.



Задание. Выпишите из текста омографы.
Выполняют обе группы.
«Все перемелется – будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукой, что было тоской?
Нет , лучше мукой!
( М. Цветаева )
Омографы- графические омонимы ( слова пишутся одинаково , но произносятся по-разному, в зависимости от ударения.Пример: Полет –

Слайд 19Синонимы Задание. Назовите в тексте синонимы.
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня


И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги… на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
Синонимы Задание. Назовите в тексте синонимы.Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-то-пама…Нет, ги-попо-тото-попама…Нет, ги-тото-попо-потама…Пусть

Слайд 20Лексические синонимы – слова одной части речи, выражающие одно и то

же понятие , но различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления. Пример: Удовлетворительно- тройка- трояк.


Синтаксические синонимы- параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, носовпадающие по своему значению: начать работу- приступить к работе.
Пример: Она плохо себя чувствует- ей нездоровиться.

Градация- прием нагнетания синонимов. при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в развитии - от малого к большому или от большого к малому . Благодаря градации происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи . Пример: Как ему до сих пор не пришло в голову , что это обман зрения , галюцинация , мираж?

Лексические синонимы – слова одной части речи, выражающие одно и то же понятие , но различающиеся оттенками

Слайд 21Задание. Выпишите синонимы. Работа по группам.

текст 1 (1 группа)
« Бураны,

вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они !»-
Так проворчал Мороз угрюмый…
(О. Бергольц . )


текст 2 ( 2 группа)
Как ни старайся отличить,
Бульвар и сквер – одна натура.
И может только скверной быть
Бульварная литература.
( Я. Козловский )
Задание. Выпишите синонимы. Работа по группам. текст 1 (1 группа)« Бураны, вьюги и метели –Как много с

Слайд 22Антонимы

Бледный луч


Яркий луч

АнтонимыБледный луч Яркий луч

Слайд 23Антонимы – это слова одной части речи с противоположным значением. Пример:

день-ночь.

Антитеза- противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа. Пример: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь. (Н. А. Некрасов)

Оксюморон- это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоста-вимых, взаимоисключающих понятий. Пример: убогая роскошь наряда.
Антонимы – это слова одной части речи с противоположным значением. Пример: день-ночь. Антитеза- противопоставление резко контрастных понятий

Слайд 24Задание. Подберите антонимы к следующим словам.
Работа по группам.


1группа.

Ранний-…
Широкий-…
Белый-…
Яркий-…


2 группа.
Высокий-…
Горячий-…
Тяжелый-…
Большой-…


Составьте 2 предложения , используя антонимы.


Задание. Подберите антонимы к следующим словам.Работа по группам.1группа.    Ранний-…Широкий-…Белый-…Яркий-…   2 группа.Высокий-…Горячий-…Тяжелый-… Большой-…Составьте

Слайд 25 Задание. Закончите пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторые

их части. Выпишите антонимы.

1 группа выполняет:
1.Говорит бело , а…
2.Кто много говорит,…
3. Недруг поддакивает,..
4. Злой не верит,…
5. Умел ошибиться ,…

2 группа выполняет:
6. В шутку сказано, да…
7. Добрая слава лежит, а…
8. Ученье свет, …
9. Быль смола, …
10.Маленькое дело…

Задание. Закончите

Слайд 26Ответ.

1.Говорит бело , а делает черно.
2.Кто много говорит, тот мало делает.
3.

Недруг поддакивает, а друг спорит.
4. Злой не верит, что есть добрые люди.
5. Умел ошибиться , умей и поправиться.
6. В шутку сказано, да всерьез задумано.
7. Добрая слава лежит, а худая бежит.
8. Ученье свет, а неученье – тьма.
9. Быль смола, а небыль что вода.
10.Маленькое дело лучше большого безделья.

Ответ.1.Говорит бело , а делает черно.2.Кто много говорит, тот мало делает.3. Недруг поддакивает, а друг спорит.4. Злой

Слайд 27Вопросы для закрепления (выполняют обе группы) :
Как называется совокупность слов, словарный

состав языка?

2. Назовите лексическое значение слова- мяч.

3. Дорога ,путь, мостовая, стезя, тропа, тропинка, шоссе; улица, тротуар, просека, аллея, полотно (железнодорожное).- как называются такие слова?

4. Хорошо – плохо, враг – друг, бедный – богатый-
как называются такие слова?

5. Рысь лошади; рысь - хищная кошка.- как называются такие слова?

6. Существительное "печь" (печи, печью) и глагол "печь" (пеку, печешь)- как называются такие слова?

7. Какое из ниже представленных слов многозначное?

Корень.

« 1.Подземная часть растения.
2.Внутренняя часть зуба.
3.Основная морфема слова.»

Верста .

1. « Мера длины, равная 1,06 км.»

Вопросы для закрепления (выполняют обе группы) :Как называется совокупность слов, словарный состав языка?2. Назовите лексическое значение слова-

Слайд 28Ответ:


Лексика.
Круглый предмет.
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Омоформы
Многозначное слово
Однозначное слово.

Ответ:Лексика.Круглый предмет.СинонимыАнтонимы ОмонимыОмоформыМногозначное словоОднозначное слово.

Слайд 29Подведение итогов.

Домашнее задание.
Из текста выпишите антонимические пары.
Ложь бывает доброй

или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Слишком сложной и совсем простой.
( Ф. Кривин )
Подведение итогов.Домашнее задание. Из текста выпишите антонимические пары.Ложь бывает доброй или злой,Сердобольной или беспощадной.Ложь бывает ловкой и

Слайд 30Использованные ресурсы:
1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб.

для 10 -11 кл. общеобразоват. Учреждений /А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова.- 14-е изд.- М.: Просвещение, 2008 г.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 21-е изд.перераб. И доп. – М.: Рус.яз., 1989.

http://megaobuchalka.ru/2/37395.html


Использованные ресурсы:1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 -11 кл. общеобразоват. Учреждений

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть