Презентация, доклад по русскому языку на тему Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка

Содержание

Определение орфографической зоркостиОрфографическая зоркость – это у Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Слайд 1Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка
Учитель начальных

классов
Кириченко Н. Н.

Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языкаУчитель начальных классовКириченко Н. Н.

Слайд 2Определение орфографической зоркости
Орфографическая зоркость – это у Орфографическая зоркость – это

умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Определение орфографической зоркостиОрфографическая зоркость – это у Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те

Слайд 3Факторы формирования орфографической зоркости
 Зрительный

Слуховой
Рукодвигательный
Проговаривание

Факторы формирования орфографической зоркости Зрительный Слуховой Рукодвигательный Проговаривание

Слайд 4Требования к упражнениям
самостоятельные
систематические
логические
устные и письменные

Требования к упражнениямсамостоятельныесистематическиелогическиеустные и письменные

Слайд 5Приёмы, развивающие орфографическую зоркость

 Списывание
Комментированное письмо

Например: от-бе-га-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю бег. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма отбегать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость  СписываниеКомментированное письмо       Например: от-бе-га-ет: “В приставке пишу букву о. В корне

Слайд 6
Орфографическое проговаривание
Письмо с пропуском орфограмм
Какографические упражнения
Например:
Мама и

Галя сматрели на платы и лотки. Шол дожть. Набиригу лижал мяхкий песок. Лез из вады упругий камыж. Галя от щастя прыгала и резвилось.

Скоростное письмо

Письмо по памяти

Орфографическое проговариваниеПисьмо с пропуском орфограммКакографические упражненияНапример:    Мама и Галя сматрели на платы и лотки.

Слайд 7
Диктанты
Предупредительный
Объяснительный
Выборочный
Зрительно-слуховой
Диктант с постукиванием
«Проверяю себя».
Словарный
Орфографические минутки
Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)

ДиктантыПредупредительныйОбъяснительный ВыборочныйЗрительно-слуховой Диктант с постукиванием«Проверяю себя».СловарныйОрфографические минуткиГрафическое выделение орфограмм (подчёркивание)

Слайд 8
Перфокарты
Например: козочка - к...за

кончик - к...нец лес - л...сник гриб - гр...бок

Стихотворные правила

Например: Имена, фамилии, Клички, города – Все с заглавной буквы Пишутся всегда.

Игры и занимательные упражнения

ПерфокартыНапример: козочка - к...за            кончик -

Слайд 9 Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости при изучении

слов с непроверяемым написанием.


Метод графических ассоциаций

П МИДОР

УЧИТ

Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости при изучении слов с непроверяемым написанием. Метод графических

Слайд 10

Метод звуковых ассоциаций
а) фонетические
Пассажир – пассажир берет билет в кассе. Улица –

на улице встречаю знакомые лица. Запад – на западе солнце падает.

б) в слове спряталось другое слово

Горизонт – гори, зонт!
Облако – на облаке лак. Пловец – пловец плывёт в плове. Соловей – соловей поёт соло.

в) Дети представляют какое-то действие, запах, включают тактильные и вкусовые ощущения.

Например, мини-сказка: “Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они
горячие”.

Метод звуковых ассоциацийа) фонетическиеПассажир – пассажир берет билет в кассе. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад

Слайд 11Ассоциации учеников
С БАКА

С РОКА
Х В Д
МОРОЗ ВОРОБЕЙ ПОГОДА
Л Р Ж
О Д
Д Ь
Ассоциации учеников С    БАКА         С

Слайд 12Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
газета - бумага

завод - труба
карман - дыра концерт - нота хор
капуста - заяц корабль – волны
ладонь - лапа машина - фара
собака - хвост иней - белый
карандаш - бумага
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:  газета - бумага     завод - труба

Слайд 13Пример объединения словарного и ассоциативного слова:
т

з к
р к а п у с т а н о т а
у я н
б ц ц
з а в о д е
р
т
Пример объединения словарного и ассоциативного слова:  т

Слайд 14Требования к ассоциативному образу

Ассоциативная связь может быть по:

Цвету иней - снег, белый
Форме корзина - обруч
Месту завод - труба
Звучанию эстафета - «Эй!»
Действию стакан - ставлю
Назначению капуста - заяц
Материалу газета - бумага


Требования к ассоциативному образу        Ассоциативная связь может быть по:

Слайд 15

«Этимологический словарик»
Например:

Произведение живописи, портрет, пейзаж, натюрморт, выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани. Слово образовалось от итальянского карта- «бумага». (Картина)

Схемы-угадайки

___О___О___ (воробей, молоко…)
А___КК_____ (аккуратный )
_______СС__ (касса, масса…)
___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

«Немой» словарик

«Этимологический словарик»      Например:        Произведение живописи,

Слайд 16

Игра «Группа с командиром»

Игра «Группа с командиром»

Слайд 17Заключение


1. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на

уроках русского языка учителем целенаправленно.


2. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм.
Заключение  1. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка  учителем целенаправленно.

Слайд 18
3. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию

орфографической зоркости.

4. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.

5. Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости.


 

3. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. 4. Учить детей видеть

Слайд 19

6. Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь

активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость.

7. Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид.

8. При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.


6. Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо  за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть