Презентация, доклад по русскому языку на тему Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (6 класс)

Отметьте верные утверждения:1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета.2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?3. Имена существительные изменяется по родам.4. К существительным 3 склонения относятся слова женского и мужского рода с

Слайд 1Правописание суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-
Выполнила:
учитель русского языка и литературы


МКОУ «СОШ №7» г. Кимовска Тульской области
Чуксина Антонина Яковлевна
Правописание суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №7» г. Кимовска Тульской

Слайд 2Отметьте верные утверждения:
1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает

действие предмета.
2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
3. Имена существительные изменяется по родам.
4. К существительным 3 склонения относятся слова женского и мужского рода с нулевым окончанием.
5. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

Отметьте верные утверждения:1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета.2. Имя существительное отвечает на

Слайд 36. К разносклоняемым именам существительным относятся 10 существительных среднего рода и

существительное мужского рода ПУТЬ.
7. Определить падеж у несклоняемых существительных невозможно.
8. Существительные СИРОТА, ЗАДИРА, ЗАБИЯКА, ОБЖОРА можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
9. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
10. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.

6. К разносклоняемым именам существительным относятся 10 существительных среднего рода и существительное мужского рода ПУТЬ.7. Определить падеж

Слайд 4Правописание суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-

Правописание суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-

Слайд 5
И.п. ЗАМОЧ..К КЛЮЧ..К

Р.п. ЗАМОЧКА

КЛЮЧИКА

Вывод?
И.п.  ЗАМОЧ..К     КЛЮЧ..КР.п.  ЗАМОЧКА     КЛЮЧИКАВывод?

Слайд 6Алгоритм правописания суффиксов –ЕК- и –ИК-
ШАГ 1. Определяем, от чего образовано

слово. Действительно ли там суффикс ЕК или ИК? (бегемот..к – бегемот)
ШАГ 2. Поставим существительное в форму родительного падежа, единственного числа (бегемот..ка).
ШАГ 3. Если гласная суффикса не выпадает, то пишем ИК (бегемотИК);
если выпадает – то ЕК.

Алгоритм правописания суффиксов –ЕК- и –ИК-ШАГ 1. Определяем, от чего образовано слово. Действительно ли там суффикс ЕК

Слайд 7От данных слов образуйте существительные с суффиксами ЕК, ИК
Дождь, комок, клубок,

звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток, перец.

Ребята, что вы заметили при образовании существительных?
Что происходит с выделенными согласными, если к ним прибавляются наши суффиксы?

Чередование согласных: к/ч, г/ж, ц/ч.

От данных слов образуйте существительные с суффиксами ЕК, ИКДождь, комок, клубок, звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток,

Слайд 8 Спишите. Найдите лишнее слово и подчеркните его. Поясните свой выбор.
1) Перчик,

пальчик, огурчик, помидорчик;
2) Ящик, мостик, коврик, карандашик.

Чему учит это задание?

Спишите. Найдите лишнее слово и подчеркните его. Поясните свой выбор. 1) Перчик, пальчик, огурчик, помидорчик;2) Ящик,

Слайд 91 группа
Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и

на лужайке увидел домик в четыре окошка. Из фонтана била тоненькая струйка воды. В нём плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.

- Является ли этот отрывок текстом?
- Озаглавьте его.
- Выпишите словосочетания с существительными, где встречается изучаемая орфограмма.


1 группаЧерез овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре

Слайд 102 группа
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и

петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!
- Откуда эти строчки? Кто и кому их говорит? Кто автор этой басни?
- Какое слово нас здесь интересует?
- Можно ли сказать, что с помощью суффикса, который присутствует в данном слове, автор выражает свое отношение к героям?
- Какое лексическое значение выражают суффиксы ЕК-ИК?

2 группаСпой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица, - Ведь ты

Слайд 113 группа
Только что прошел дождичек. Всё в природе сразу ожило, зазеленело.

Маленький ручеёчек превратился в говорливый ручей. Солнечный лучик коснулся колокольчика, и сиреневый цветочек закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнечик, а желтый бутончик лютика, словно вторя ему, тихо закачался.
 
- Докажите, что это текст.
- Как можно озаглавить отрывок.
- В каком предложении содержится основная мысль?
- Выполните выборочный диктант: в первый столбик выпишите слова с суффиксом ЕК, во второй – с суффиксом ИК, в третий – с суффиксом ЧИК.

3 группаТолько что прошел дождичек. Всё в природе сразу ожило, зазеленело. Маленький ручеёчек превратился в говорливый ручей.

Слайд 12Самоконтроль
1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано слово?
2. Какое значение

придают существительным суффиксы ЕК-ИК, ЧИК-ЩИК?
3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах ЕК-ИК?
4. В каком слове пропущена буква И:
а) звоноч..к; б) денеч..к; в) калач..к; г) ножич..к;
5. В каком слове пропущена буква Е:
а) молоточ..к; б) бубенч..к; в) карандаш..к; г) чертеж..к;
6. В каком слове есть суффикс ИК:
а) веник; б) укропчик; в) блокнотик; г) дворник.
7. В каком слове один суффикс:
а) чайничек; б) чулочек; в) огонечек; г) бережочек.

Самоконтроль1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано слово?2. Какое значение придают существительным суффиксы ЕК-ИК, ЧИК-ЩИК?3. От

Слайд 13Домашнее задание
Выучить правило «Правописание суффиксов существительных ЕК-ИК»
(параграф 53)
Написать

сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков». В сочинении необходимо использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Домашнее заданиеВыучить правило «Правописание суффиксов существительных ЕК-ИК»   (параграф 53)Написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете

Слайд 14Оценка собственных знаний
«+» - на уроке не возникло сложностей, все ясно

и просто;

«?» – тема урока понятна, но есть некоторые вопросы;

«-» – тема урока сложная, в течение урока возникало много трудностей.
Оценка собственных знаний«+» - на уроке не возникло сложностей, все ясно и просто;«?» – тема урока понятна,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть