Презентация, доклад по русскому языку на тему Категория вида в художественной речи (5-й класс)

Содержание

Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.А.С.Пушкин «Туча»

Слайд 1Использование категории вида в художественной речи

Использование категории вида в художественной речи

Слайд 2Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь

унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.


А.С.Пушкин «Туча»

Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.А.С.Пушкин

Слайд 3Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала

таинственный гром,
И алчную землю поила дождем.
Ты небо недавно кругом облегала,И молния грозно тебя обвивала,И ты издавала таинственный гром,И алчную землю поила дождем.

Слайд 4 Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась.
И ветер, лаская

листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,Земля освежилась, и буря промчалась.И ветер, лаская листочки древес,Тебя с успокоенных гонит небес.

Слайд 5Пейзажная лирика метафорически передает настроение, состояние автора.
Поработаем с текстом!
О чем

говорится в этом стихотворении, только ли о последней туче, несущейся по ясному, лазурному небу?
Пейзажная лирика метафорически передает настроение, состояние автора.Поработаем с текстом! О чем говорится в этом стихотворении, только ли

Слайд 6 Найдите в первой строфе стихотворения глаголы, выпишите их, определите

вид и время глаголов. На следующей строке выпишите глаголы из второго четверостишия и определите их вид и время.

Задание №1

Найдите в первой строфе стихотворения глаголы, выпишите их, определите вид и время глаголов.

Слайд 72. Облегала, обвивала, издавала, поила (несов.вид; прошедшее время)

Проверьте себя!
1. Несешься, наводишь,

печалишь
(несов.вид; настоящее время)
2. Облегала, обвивала, издавала, поила (несов.вид; прошедшее время)Проверьте себя!1. Несешься, наводишь, печалишь(несов.вид; настоящее время)

Слайд 8 Несовершенный вид глагола указывает на незаконченность, повторяемость действия.
Как

вы думаете, почему в первой и второй
строфах стихотворения использованы глаголы
несовершенного вида? (только в первой строфе
это глаголы настоящего времени, а во второй –
прошедшего)?
Несовершенный вид глагола указывает на незаконченность, повторяемость действия. Как вы думаете, почему в первой и

Слайд 9Отражают ли эти глаголы настроение автора?
Ответ:
(Глаголы отражают настроение автора,
подчеркивая,

что уныние, грусть,
печаль еще владеют его душой.)

Найдите эпитет, подтверждающий эту мысль,
и глагол, который прямо указывает на настроение.

(Эпитет – унылую; глагол – печалишь)

Отражают ли эти глаголы настроение автора? Ответ:(Глаголы отражают настроение автора, подчеркивая, что уныние, грусть, печаль еще владеют

Слайд 10 Обратите внимание !
На повтор слова «одна» в

начале строк (анафора)
первой строфы:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.


Какое чувство усиливает повтор слова «одна»?

(чувство одиночества, впечатление
непрекращающегося печального
состояния духа поэта)

Обратите внимание ! На повтор слова «одна» в начале строк (анафора)первой строфы:Последняя туча рассеянной

Слайд 11 В какой момент в стихотворении происходит
резкая смена настроения

поэта?
Уныние, печаль сменяются бодростью,
действенностью?

(В начале третьей строфы.)

В какой момент в стихотворении происходит резкая смена настроения поэта? Уныние, печаль сменяются бодростью, действенностью? (В

Слайд 12Выпишите глаголы из первых двух строчек
третьей строфы, определите их вид.

Задание:
Проверяем:
Сокройся,

миновалась, освежилась, промчалась
(сов. вид)

Что изменилось в виде глаголов
по сравнению с двумя первыми строфами?

( Автор использует глаголы совершенного вида.)

Выпишите глаголы из первых двух строчек третьей строфы, определите их вид.Задание:Проверяем:Сокройся, миновалась, освежилась, промчалась(сов. вид)Что изменилось в

Слайд 13


Как, по-вашему, характеризуют действие
глаголы совершенного вида?
(Глаголы совершенного вида указывают

на завершенность действия,
доведение действия до конца.)

Зачем автор в начале третьей строфы,
где происходит резкая смена настроения,
использует глаголы совершенного вида?

(Чтобы показать, что пора уныния,
тоски прошла, душевная «буря промчалась».)

Как, по-вашему, характеризуют действие глаголы совершенного вида?(Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, доведение действия до

Слайд 14Подведем итоги.
Что мы узнали об использовании в речи
глаголов несовершенного

и совершенного вида?

Вставьте на месте пропусков
недостающие слова,
запишите предложения.

Задание.

Глаголы несовершенного вида используются в речи,
чтобы показать ……………………………………………… действия.
Глаголы совершенного вида указывают на………………
…………действия, доведение его…………

Подведем итоги. Что мы узнали об использовании в речи глаголов несовершенного и совершенного вида? Вставьте на месте

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть