Презентация, доклад по русскому языку на тему Спряжение глагола (5 класс)

Содержание

Создать условия для повторения и закрепления у учеников общего представления о глаголе как части речи;Способствовать формированию знания о спряжении глаголов;Формировать умение определять личные окончания глаголов;Развивать творческие способности обучающегося;Развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности;Воспитание интереса к

Слайд 1Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов (урок русского языка в 5классе)
МБОУ

«Лицей», г.Нижневартовск
Учитель русского языка и литературы
Михайлова Галина Назаровна
Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов (урок русского языка в 5классе)МБОУ «Лицей», г.НижневартовскУчитель русского языка и

Слайд 2Создать условия для повторения и закрепления у учеников общего представления о

глаголе как части речи;
Способствовать формированию знания о спряжении глаголов;
Формировать умение определять личные окончания глаголов;
Развивать творческие способности обучающегося;
Развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности;
Воспитание интереса к изучению русского языка.

Цели урока:

Создать условия для повторения и закрепления у учеников общего представления о глаголе как части речи;Способствовать формированию знания

Слайд 3Произвести синтаксический разбор предложения, вставить пропущенные буквы, указать спряжение глаголов

Плач..т низкое

небо. 2. Лес роня..т листву. 3. Зима припорош..т поля и луга. 4. Медведь брод..т, берлогу высматрива..т. 5. Длинным рядом лет..т на юг степные гуси. 6. Высмотр..т птицы приглянувшийся уголок, отдыха..т, корм..тся.
Каким образом вы определили спряжение этих глаголов?
От чего зависит выбор гласной в окончании глагола?

Синтаксическая разминка

Произвести синтаксический разбор предложения, вставить пропущенные буквы, указать спряжение глаголовПлач..т низкое небо. 2. Лес роня..т листву. 3.

Слайд 4Что такое глагол?
Как изменяется глагол?
Что называется спряжением?
Сколько спряжений имеют глаголы?
Как определить

гласные в личных окончаниях глаголов?

Повторение

Что такое глагол?Как изменяется глагол?Что называется спряжением?Сколько спряжений имеют глаголы?Как определить гласные в личных окончаниях глаголов?Повторение

Слайд 5Спряжение глаголов
2-е спряжение:
Все глаголы на - ить (кроме: брить, стелить,зиждиться),
4 глагола

на -ать,
7 глаголов на -еть:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И смотреть, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

1-е спряжение:

Все остальные глаголы + брить, стелить, зиждиться.

Спряжение глаголов2-е спряжение:Все глаголы на - ить (кроме: брить, стелить,зиждиться),4 глагола на -ать,7 глаголов на -еть:Слышать, видеть

Слайд 61. Задание: распределить глаголы по спряжениям:
бороться, колоть, клеить, веять, сеять, видеть,

брить, дышать, строить, рисовать, лететь.
2.Задание: в данных предложениях определить синтаксическую роль глаголов, указать их спряжение.
1.На дворе смерка..тся, но нам не хоч..тся возвращаться. 2.Вечерние тени лож..тся на землю, слива..тся, заполн..ют улицы темнотой.


Закрепление темы.

1. Задание: распределить глаголы по спряжениям:бороться, колоть, клеить, веять, сеять, видеть, брить, дышать, строить, рисовать, лететь.2.Задание: в

Слайд 7 1-я группа: проспрягать глаголы, выделить окончания – рисовать, дышать;
2-я

группа: проспрягать глаголы, выделить окончания – сеять, клеить;
3-я группа: проспрягать глаголы, выделить окончания – хотеть, бежать.
Сделать вывод: какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, что необычного вы заметили, спрягая глаголы хотеть, бежать?

Задания по группам

1-я группа: проспрягать глаголы, выделить окончания – рисовать, дышать; 2-я группа: проспрягать глаголы, выделить окончания –

Слайд 8Личные окончания глаголов
1-е спряжение
единственное число
(-у, -ю, -ешь, -ет)

1л я - пою
2л ты - поёшь
3л он (-а, -о) – поёт
множественное число
(-ем, -ете,- ут, -ют)
1л мы – поём
2л вы - поёте
3л они - поют

2-е спряжение

единственное число
(-у, -ю, -ишь, -ит)
1л я - решу
2л ты – решишь
3л он (-а, -о) – решит
множественное число
(-им, -ите, -ят, -ат)
1л мы – решим
2л вы - решите
3л они - решат

Личные окончания глаголов  1-е спряжение единственное число(-у, -ю, -ешь, -ет) 1л  я  - пою

Слайд 9Поставить глагол в форму инфинитива (что делать? Что сделать?)
Установить видовое соответствие

(что делает? – что делать? что сделает? – что сделать?)
Обратить внимание на окончание глагола в форме инфинитива
Выяснить, относится ли этот глагол к исключению?
Определить спряжение, выбрать нужную гласную.

Алгоритм написания безударных окончаний глаголов

Поставить глагол в форму инфинитива (что делать? Что сделать?)Установить видовое соответствие (что делает? – что делать? что

Слайд 10Изучу -

изучаю –
Заполню - заполняю-
Отправлю- отправляю –
Припомню - припоминаю –
Намечу - намечаю –
Доверю - доверяю –
Отвечу - отвечаю –
Отпущу - отпускаю-
Сделать вывод: почему так необходимо видовое соответствие глаголов при определении их спряжения

Задание: определите вид и спряжение глагола, образуйте форму инфинитива

Изучу -

Слайд 11Приставки и суффиксы –ся (-сь) не влияют на спряжение глаголов. Например,

догорает, пригорает спрягаются как гореть.
Но остерегайтесь приставки ВЫ-
она перетягивает ударение на себя. Что же делать? Смело отбрасывайте её и определяйте спряжение. Например, выуч..ть – учить (2 спряжение)

Внимание!

Приставки и суффиксы –ся (-сь) не влияют на спряжение глаголов. Например, догорает, пригорает спрягаются как гореть.Но остерегайтесь

Слайд 12Зате..м игру, они терп..т неудачу, бор..тся за победу, туман стел..тся, они

дрова пил..т, ребёнок выздоров..т, тяжело дыш..т, камыш колыш..тся, мальчик раскле..т марки, мать леле..т малыша, волны кат..т.
Задание 2. От данных глаголов образуйте формы 3-го лица един. и множ. числа настоящего (будущего) времени, укажите вид и спряжение глаголов
Строить, сеять, зависеть, таять, услышать, нарядить, брить, кричать, будить, уронить, клеить, смеяться, вымокнуть.

Задание 1. Запишите глаголы в личной форме глаголами в инфинитиве, указав вид, спряжение

Зате..м игру, они терп..т неудачу, бор..тся за победу, туман стел..тся, они дрова пил..т, ребёнок выздоров..т, тяжело дыш..т,

Слайд 13 Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.
Андрей на уроке

крут..тся, верт..тся, всё на чудо наде..тся, но надежда та..т, ищ..т подсказки, но их не замеча..т, помощи прос..т, но не задумыва..тся, хоч..т полегче задания, получ..т плохую оценку, увид..т тетрадь, расстро..тся, но не зано..т и не заплач..т, пообеща..т выуч..ть правило, попробу..т, но передума..т. Почему он не уч..тся, не пыта..тся, не напряга..тся, не стара..тся?

Самостоятельная работа

Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.Андрей на уроке крут..тся, верт..тся, всё на чудо наде..тся,

Слайд 14Найдите вторую часть пословицы, определите спряжение глаголов
Дружба созидает,
Кто всем угождает,
Кто

завидует,
Кто ищет,
Поспешишь-
От труда здоровеют,
Труд кормит,
За всё браться -

а лень портит
тот находит
людей насмешишь
тот никому не угодит
вражда разрушает
тот страдает
ничего не делать
а от лени болеют

Найдите вторую часть пословицы, определите спряжение глаголовДружба созидает,Кто всем угождает, Кто завидует,Кто ищет,Поспешишь-От труда здоровеют,Труд кормит,За всё

Слайд 15Написать сочинение-миниатюру на тему «Как я буду отдыхать летом» ( 5-6

предложений)
Написать сочинение-миниатюру на тему «Как я буду отдыхать летом»  ( 5-6 предложений)

Слайд 16Какую тему мы сегодня с вами изучили?
Что такое спряжение?
Какие глаголы относятся

к 1 и ко 2 спряжению?
Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударного окончания глагола?
Что нужно знать, чтобы определить спряжение глагола?

Подведение уроков

Какую тему мы сегодня с вами изучили?Что такое спряжение?Какие глаголы относятся к 1 и ко 2 спряжению?Что

Слайд 17Параграф 118, 119, УПР.669, 673
Домашнее задание:

Параграф 118, 119, УПР.669, 673Домашнее задание:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть