Презентация, доклад по русскому языку на тему Типы речи (теория и практика). Подготовка к ЕГЭ (задание 21) (11 класс)

Содержание

Prezentacii.comТИПЫ РЕЧИОПИСАНИЕПОВЕСТВОВАНИЕРАССУЖДЕНИЕ

Слайд 1Типы речи
Подготовка к ЕГЭ
№ 21
Prezentacii.com
БЕКЕТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ «СОШ №5»
г. Алексина

Тульской области
Типы речиПодготовка к ЕГЭ№ 21Prezentacii.comБЕКЕТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНАМБОУ «СОШ №5» г. Алексина Тульской области

Слайд 2Prezentacii.com
ТИПЫ РЕЧИ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ

Prezentacii.comТИПЫ РЕЧИОПИСАНИЕПОВЕСТВОВАНИЕРАССУЖДЕНИЕ

Слайд 3 ОПИСАНИЕ
Это тип речи, при помощи которого изображается

какое-либо явление действительности путем перечисле-ния его постоянных или одновре-менно присутствующих признаков или действий

(содержание описания можно пере-дать на одном кадре фотоаппарата).


ОПИСАНИЕЭто тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисле-ния его

Слайд 4Описание — это мир в покое.
(одна фотография)

Описание — это мир в покое. (одна фотография)

Слайд 5Описание помогает
увидеть предмет, представить его в

сознании.
Описание помогает увидеть предмет, представить его     в сознании.

Слайд 6ПРИМЕР

… Высоко над домами, на зелёном холме, стоит богатырь из камня

– солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата.

(Из рассказа Л. Кассиля «Памятник»)
ПРИМЕР… Высоко над домами, на зелёном холме, стоит богатырь из камня – солдат Советской Армии. В одной

Слайд 7ОПИСАНИЕ
Один кадр фотоплёнки

ОПИСАНИЕОдин кадр фотоплёнки

Слайд 8ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Слайд 9Это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их

временной последовательности; сообщается о последовательно сменя-ющих друг друга действиях или событиях

(содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменя-ющих друг

Слайд 10Повествование — это мир

в движении
(один кадр сменяет другой)
Повествование — это мир          в движении (один кадр сменяет

Слайд 11Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени

и пространстве.

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Слайд 12ПРИМЕР
Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо

перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
(В. Осеева)

ПРИМЕРПлохо.   Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел

Слайд 14ПОВЕСТВОВАНИЕ
Много кадров фотоплёнки (сколько действий)

ПОВЕСТВОВАНИЕМного кадров фотоплёнки (сколько действий)

Слайд 15ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Слайд 16РАССУЖДЕНИЕ
Это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение,

мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфото-графировать).


РАССУЖДЕНИЕЭто тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий

Слайд 17Рассуждение — это мысли о мире,
а

не сам мир
(нельзя сфотографировать)
Рассуждение — это мысли      о мире, а не сам мир(нельзя сфотографировать)

Слайд 18Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более

убедительной.

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Слайд 19ПРИМЕР

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей,

словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.
(А.Н. Толстой)
ПРИМЕРСлово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом

Слайд 20РАССУЖДЕНИЕ
Нельзя сфотографировать

РАССУЖДЕНИЕНельзя сфотографировать

Слайд 21Разновидности РАССУЖДЕНИЯ

Разновидности РАССУЖДЕНИЯ

Слайд 22КОМПОЗИЦИЯ текстов-рассуждений

1) Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть).

2) Доказательства (аргументы, доводы,

обоснования, объяснения, примеры):
1. … .
2. … .
3) Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто).

КОМПОЗИЦИЯ текстов-рассуждений1) Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть). 2) Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения, примеры):1. … .2.

Слайд 23 РАССУЖДЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Слайд 24ПОТРЕНИРУЕМСЯ?

ПОТРЕНИРУЕМСЯ?

Слайд 25
описание


описываются
признаки животного,
человека


какой?


общий признак
детали

Типы речи

Пётр

Первый на вздыбленном коне, застывшем на вершине скалы. Конь весь в движении, в порыве, его могучие мощные мышцы предельно напряжены.
Посадка всадника, его поза, жест, пово- рот головы, отражают уверенную силу властителя, укрощающего и бег коня, и сопротивление стихии. На императоре не парадный мундир или царские одеяния, а простые одежды. И только венок из лавра да меч, висящий у пояса, указывает, что это
полководец-победитель великий человек.


описаниеописываются признаки животного, человека какой?общий признакдетали Типы речи    Пётр Первый на вздыбленном коне, застывшем

Слайд 26 Э. Фальконе. Медный всадник

Э. Фальконе. Медный всадник

Слайд 27
экспозиция
завязка
развитие действия
кульминация
развязка



повествование

описываются
события
в определённой
последовательности

что произошло?

Типы речи
Ударили наши

войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.
А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.
экспозициязавязкаразвитие действиякульминацияразвязка повествованиеописываются события в определённой последовательностичто произошло?Типы речи  Ударили наши войска на Берлин. Начался последний

Слайд 281. тезис
2. аргументы
3. вывод


рассуждение

рассматривается
предположение

почему?

Типы речи
При виде

Петра, совсем непохожего на прежних благочестивых московских государей, народ невольно задавал себе вопрос: да подлинный ли это царь? Может, самозванец?
Пётр являлся перед народом простым че-
ловеком, совсем земным царём. Странный царь! У него такой непривычный облик, такие небывалые манеры. Царь не в короне, а с топором в руках и трубкой в зубах. Работал, как матрос, одевался и курил, как немец, пил водку, как солдат, ругался и дрался, как гвардейский офицер.
Да, Пётр Первый – необычный царь.

1. тезис2. аргументы3. выводрассуждениерассматривается предположение почему?Типы речи    При виде Петра, совсем непохожего на прежних

Слайд 29   Внимание!

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом

далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описа-ние и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рас-суждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

   Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен

Слайд 30Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 18-19 представлено рассужде-ние.

2)

8 предложение текста содержит описательный фрагмент.

3) 33 предложение под-тверждает суждение, вы-сказанное в 29 предложе-нии.

4) В предложениях 26-27 содержится обоснование высказанного в предложе-нии 25 суждения.

(18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19) Скорее сего, они из неё просто выросли…
(8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт.
(29) Нам стоит поучиться у детей. (33)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков.
(25) Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования…

3

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) В предложениях 18-19 представлено рассужде-ние.2) 8 предложение текста содержит описательный фрагмент.3)

Слайд 31Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложении 29-33 представлено рассуж-дение.

2)

Предложение 24 содержит обоснование суждения, высказанно-го в предложении 23.

3) В предложении 11-12 представлено описа-ние.

4) 34 предложение содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.

(29)…И так лежать на траве. (30) Но почему именно на траве? (31)Что же, если не нравится, ложитесь на пыльную дорогу, на кирпичи, на обрезки железа, на кучу минерального удобрения, на сучковые доски. (32)Можно, конечно, расстелить на земле плащ. (33)Но я бы советовал – на траве.
(23)Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал – ласковая информация. (24)От неё не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница.
(11) Но это ещё не значит – видеть небо. (12)Тут вместе с небом видишь и ещё что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность.
(34)Эти минуты сделаются, может быть, лучшими, памятными минутами вашей жизни.

3

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) В предложении 29-33 представлено рассуж-дение.2) Предложение 24 содержит обоснование суждения, высказанно-го

Слайд 32Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложении 1-2 содержится элемент

повество-вания.

2) В 17 предло-жении представле-но описание.

3) Предложение 21-22 содержит по-вествование.

4) В предложении 12 представлено рассуждение.

(1) Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», - и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2)Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.
(17)И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, чёрный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему.
(21)Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22)Я бросился к окну.
(12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.

4

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) В предложении 1-2 содержится элемент повество-вания.2) В 17 предло-жении представле-но описание.3)

Слайд 33Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 8-10 представлено рас-суждение.

2)

23 предложение со-держит эмоциональ-но-оценочное сужде-ние автора по поводу того, что высказыва-ется в 1-2 предложе-ниях текста.

3) Предложение 5 объясняет содержа-ние предложения 4.

4) В предложениях 16-18 представлено повествование.

(8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.
(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками…
(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
(16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания?

4

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) В предложениях 8-10 представлено рас-суждение.2) 23 предложение со-держит эмоциональ-но-оценочное сужде-ние автора

Слайд 34Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1-4 представлено рассуж-дение.
2)

В предложениях 24-25 представлено повес-твование.
3) Предложение 15 является выводом, обобщающим ряд при-меров, содержащихся в предложениях 13-14.
4) В предложении 5 содержится элемент описания.

(1)Мы говорим иногда о людях: «ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.
(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи… (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек.
(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня.

2

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) В предложениях 1-4 представлено рассуж-дение.2) В предложениях 24-25 представлено повес-твование.3) Предложение

Слайд 35Желаю успеха!

Желаю успеха!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть