Слайд 1Подготовка к ВПР по русскому языку
7 класс
Слайд 2 Темы:
1. Соблюдение основных языковых норм
2. Анализ слова
3. Распознавание производных
предлогов 4. Распознавание производных союзов.
5. Распознавание орфоэпических норм.
6. Исправление нарушений грамматических норм.
7. Применение пунктуационных умений.
8. Применение пунктуационных умений.
9. Определение содержания текста.
10. Распознавание типов речи.
11. Проверка понимания смысла текста.
12. Распознавание лексического значения слова
13. Распознавание стилистической принадлежности слова
14. Распознавание значения фразеологической единицы.
Слайд 31. Задание 1 № 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные
буквы и знаки препинания.
Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2)холмит..ся.
Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной земли.
Слайд 4
Пояснение. Приведём верное написание.
Есть на наших просторах благодатный
пояс земли, называемый средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца. Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к неброской, но поэтичной природе Средней России. Средняя полоса — это густые леса, располагающиеся в северной её части, и лесостепь к югу. Это пашни между лесами. Это луга, долины больших и маленьких речек, синие блюдца озёр. Местами равнина слегка(2) холмится.
Есть в этом обжитом крае заповедники, связанные(3) с духовной жизнью людей. Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4) Не счесть талантов, взращённых в этих краях! Бывая на родине писателей, художников, композиторов, видишь: всё самое великое питалось обыкновенными жизненными соками родной земли.
Слайд 5Морфемный и словообразовательный разборы слова
слегка(2)
слегка
слегка ← лёгкий (приставочно-суффиксальный способ)
Слайд 6Морфологический разбор слова
связанные(3)
1. Заповедники (какие?) связанные — причастие, н. ф. —
связанный; от глаг. связать.
2. Пост. — страдат., прош. вр., сов. в.; непост. — в полной форме, им. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
Слайд 7Синтаксический разбор предложения
Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4)
Предложение
повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) хранят (сказуемое, выражено глаголом).
Слайд 83. Задание 3
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых
выделенные слова
являются предлогами.
1) (В)течени.. получаса лил дождь.
2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала.
3) Мы поехали (на)встречу с друзьями.
4) (Не)смотря на нездоровье, он работал.
Слайд 9Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: В
течение получаса лил дождь. Несмотря на нездоровье, он работал;
2) правильное написание предлогов: в течение, несмотря на.
Слайд 104. Задание 4
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются
союзами.
1) Мал, за(то) удал.
2) Что(бы) нам
придумать?
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу?
4) Всё осталось так(же), как прежде.
Слайд 11Пояснение.1. Распознавание предложений с союзом: Мал, зато удал. Ты тоже готовишься к
конкурсу?
2. Правильное написание союзов: зато, тоже.
Слайд 125. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Взята, надолго, понявший, эксперт.
Слайд 13Пояснение.
Взята́, надо́лго, поня́вший, экспе́рт.
Слайд 146. Задание 6
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы)
предложения(-ий).
1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.
3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.
4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.
Слайд 15Пояснение. Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги. По
прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе.
ИЛИ Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах. По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе
Слайд 167. Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.
2) В книжных шкафах размещённых вдоль стен есть прижизненные издания поэта.
3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.
4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.
Слайд 17Пояснение.1) распознавание предложения и места постановки запятой: В кабинет можно пройти
через гостиную, обставленную старинной мебелью;
2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение.
ИЛИ [˟сущ., |п.о.|].
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.
Слайд 188. Задание 8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Родник весело зазвенел вырвавшись из тёмных глубин земли.
2) Запел хрустальную песенку родник обрадованный человеческой заботой.
3) Выпив родниковой воды усталые путники сели на мягкий ковёр травы.
4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.
Слайд 19Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и мест
расстановки запятых: Друзья, вы делаете доброе дело, помогая обустроить место вокруг родника;
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.
Слайд 20
9. Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Этим летом мне довелось ехать
в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
— (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, — сказала женщина. — (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
— (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, — сообщил он. — (8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
— (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? — вдруг услышала я голос паренька.
— (11)Не заметила... не считала!
— (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
— (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
— (15)Важное-то я не пропущу, — ответил он самоуверенно. — (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, — хотела я сказать ему. — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
— Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
— (25)Вы заблуждаетесь,— ответила я. — (26)Он вовсе не умеет читать.
Слайд 21Пояснение. Основная мысль текста:
Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская,
то она даст тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк.
ИЛИ Умение читать заключается не в быстром «проглатывании» книги, а в понимании прочитанного и скрытого между строк.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Слайд 2210. Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите
ответ.
(18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, — хотела я сказать ему. — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»
Слайд 241. Задание 11
Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ.
Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Слайд 25Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: Сначала мальчик
произвёл на автора впечатление начитанного человека, который интересуется и классикой, и современной литературой.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень начитанный; длинный список произведений; книгочей.
Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний.
Слайд 2612. Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.
—
(25)Вы заблуждаетесь,— ответила я. — (26)Он вовсе не умеет читать.
Слайд 27Пояснение.Заблуждаться — иметь ошибочное, неправильное мнение.
Может быть дано иное, близкое по смыслу
объяснение.
Слайд 2813. Задание 13
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
(4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
Слайд 29Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистически окрашенного слова: паренёк;
2)
подбор синонима к данному слову: паренёк — мальчик.
Могут быть подобраны другие синонимы.
Слайд 3014. Задание 14
Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите
Ваше объяснение.
Слайд 31Пояснение.
Данная пословица означает: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет
поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.